Prison break

Иван Азаров: литературный дневник

Заканчиваю просмотр всех 3-ёх сезонов телевизионного сериала «Побег» или в оригинале «Prison break». Чувствую, что надо сказать несколько слов в защиту собственного время препровождения и, как следствие, самого сериала. Аналогов в нашей многострадальной стране такому продукту нет, - и, слава богу! Потому что я догадываюсь, какую бы это приобрело уродливую форму. У нас детективный жанр любят отнюдь не за интеллектуальность, а, скорее, за криминальный подтекст, обилие кровавых подробностей.
По уровню этот проект вполне сопоставим с нашумевшим сериалом «Lost». Но мне «Побег» понравился больше, т.к. всё-таки им ведомо чувство меры. И максимальное число эпизодов в сезоне – 22. Т.е. каждый эпизод воспринимается, как подарок на выходные что ли. В отличие от «Lost» обсуждаемый сериал лишён какого бы то ни было мистического оттенка и оттенка нездорового оптимизма. Ведь, если задуматься в «Побеге» происходят ужасные вещи. Люди гибнут один за другим. Порой череда убийств начинает принимать даже слегка схематичный характер. В том смысле, что персонаж воспринимается сценаристом и зрителем, скорее, как деталь сюжета или элемент головоломки, нежели как живой человек. Но в чём-то это и правильно. Так проще смотреть сериал, наши бы сценаристы растянули ещё на десяток серий страдания главных героев. Это жизнь со всей её жестокостью, когда речь заходит о больших деньгах или власти.
Что мне очень понравилось, как человеку далёкому от интеллектуального кино, но вместе с тем не чурающегося серьёзной литературы.


Во-первых, глубокий метафорический смысл в нанесение плана побега в виде татуировки на тело.
Если помните у Кафки был такой рассказ, где было показано очень странное наказание: специальная машина иголочками выбивала надпись на теле преступника с пожеланием на будущее, чтобы он воспринял суть указания всем своим существом. Не находите общих моментов? И в целом это очень красивая идея с посланцем в тюрьму, несущем в себе освобождение. Это касается прежде всего 1-ого и 3-его сезонов.


Во-вторых, одно из главных действующих лиц – таинственная Компания, о которой толком ничего неизвестно. Чем она занимается? Кто входит в её состав? Насколько далеко простирается её влияние? Её могущество практически безгранично, у людей, служащих компании нет имён, нет прошлого. Ради достижения своих целей они могут изменять прошлое. В связи с её появлением в сериале тут же вспоминается роман Кафки «Процесс». Вообще, представление о власти, данное в этом сериале достаточно типично для австрийского писателя: эта власть всемогуща и одновременно незрима. Она часто действует на человека через страх, подавляет его способности к сопротивлению…


Комическая часть второго сезона связана прежде всего с ненормальным Потошиком, сбежавшим из Fox River. Но его образ интересен не только своим абсурдным поведением. Он также обладает необыкновенно развитым умом, как Скофилд и Александр Махоуни. Но он, разгадав назначение татуировок Скофилда, понимает это в смысле побега из лабиринта, в котором находится он сам. Эта тема вполне могла бы родиться из-под пера Борхеса с его любовью к головоломкам и лабиринтам. Однако выход из этого лабиринта была предложен Набоковым в «Защите Лужина». Потошик сбрасывается вниз с башни элеватора.


Один из основных мотивов всего сериала – мотив поступка и возмездия. По сути это ещё одна вариация на тему «Преступления и наказания». Каждый поступок Скофилда оборачивается множеством разрушенных судеб и смертей. Его решение спасти брата высвобождает из Fox River мафиози Обруцци, по чьему указанию была убита подруга Линка Берроуза Вероника, выходит из тюрьмы маньяк Ти Бэг, который буквально сеет смерть вокруг себя. И именно из желания Скофилда заточить маньяка обратно в тюрьму братья не уплывают на яхте. Вселенная «Prison break» - это тотальная система поступков, неожиданных последствий и неотвратимого возмездия. Тут к месту вспомнить что-нибудь о карме и т.д. Интересно ещё и другое, когда Ти Бэг неожиданно говорит очень странную фразу, полную трансцендентального смысла: «Моя жизнь – это карма наоборот. Я расплачиваюсь за грехи отцов». Интересная подробность в том, что Ти Бэг оказался бесплодным. Такие игры с прошлыми поколениями характерны для Чака Паланика и особенно его романа «Рэнт: история Бастера Кейси».


Кроме того, мне показались интересным следующие подробности: Франклин в итоге выходит на свободу и спасает близких, сдавая Махоуни. Сара оказывается на свободе и снимает обвинения с Пола и Линка с помощью Пола Келлермана, которого в итоге убивают наёмники. Хотя и Махоуни и Келлерман были поначалу негодяями, угрожавшими жизни Франклина и Сары.


Эволюция характеров главных героев лучше всего видна как раз на примере Махоуни, которого играет Уильям Фичнер. Поначалу он предстаёт перед нами проницательным следователем с инстинктом охотника и великолепным аналитическим складом ума. Он является практически неуязвимым, т.к. в открытой борьбе побеждает здоровяка Линка. В сцене в лифте, когда братья не смогли вытащить сына Берроуза из суда. Лицо Махоуни приобрело, вообще, какие-то змеиные черты. Но от серии, к серии он меняется. Обнажаются его слабые стороны. Он сидит на сильном успокоительном. У него есть семья, за которую он очень боится. К нему подступаются органы контроля ФБР, его прикрывает Компания, для них он совершает много незаконного. И это не даёт ему покоя. Так сказать, “мальчики кровавые в глазах”, беспокоят его постоянно. В Соне он выглядит совершенно потерянным и потрёпанным.
Одним из самых убедительных актёров мне показался Вентуорф Миллер, исполнитель роли Скофилда. По крайней мере, один момент я буду помнить ещё долго: там после освобождения Скофилд сидит вместе с братом на солнце весь в синяках и радуется освобождению настолько искренне, что хочешь – не хочешь, а приходится поверить.



Другие статьи в литературном дневнике: