Интернет и творчество.

Иван Азаров: литературный дневник

Ныне я глубоко ныне убеждён в том, что невозможно творить, существуя в рамках интернета, оставаясь при этом по-настоящему ярким, оригинальным и творческим человеком. Можно использовать интернет в качестве инструмента, можно контактировать с ним, но ориентироваться при этом можно только на некие сторонние источники, иначе можно погрязнуть в однотипности и повторении существующих и, что самое главное, чужих стереотипов. А нет ничего важнее личного, вашего глубоко специфического взгляда на вещи. Ёлки-палки, да он может проявляться во всём даже в подборе цитат и "весёлых картинок", но ориентироваться стоит только на музыку, звучащую внутри, а не на тенденции и моду нынешнего дня, иначе ты превращаешься в клона, одно из многочисленных отражений чьего-то гения...


Нынешний, не вполне верный курс в использовании интернета хорошо иллюстрирует нюансы разницы между понятиями демократии и охлократии.


Причём, что очень важно, это не свойство самого интернета, это свойства общества, которое им пользуется и в нём обитает. Интернет и различные проекты, возникающие на его основе, - это оригинальнейшие и сверхэффективные структуры, которые не могли появиться раньше без всемирной сети, но значимость их сама по себе временами уже сравнивается со значимостью интернета, в целом. Я не пытаюсь ретроградно открещиваться от заслуг и преимуществ им даруемых. Но вместе с тем прошу не забывать, что в искусстве и творчестве не существует поступательного прогресса со временем, основанного на техническом прогрессе.


Более того, как доказывал Раймон Кено, напротив, ограничения - это стимул для творчества, а не полная и безразличная к нам свобода. Ограничения, которые надо обходить и преодолевать, будоражат фантазию и заставляют нас развиваться, наращивая мышцы интеллекта. Именно это я имел в виду, когда в одном излишне эмоциональном споре доказывал, что в Советском Союзе литература находилась на гораздо более высоком уровне развития, чем ныне в РФ. Так же дело обстоит и с интернетом, творческого человека он развращает. Пресыщенность информацией делает художника нелюбопытным и несамостоятельным... Такое чувство, что невозможным становится творить в изоляции, невозможно быть самим по себе, невозможно избежать обмена методами, приёмами, художественными средствами: благодаря интенсивному обмену информацией, всё выравнивается и усредняется!


Одна из главных и очень метких мыслей Артемия Лебедева состоит в том, что интернет (вариант самого Лебедева - соц. сети и мессенджеры) настолько здорово и совершенно устроен, настолько идеально функционирует, что на определённом этапе начинает мешать функционировать нам, паразитируя на нас, подменяя наши собственные процессы и задачи своими собственными, как более примитивными и заманчивыми, пожирая наши производственные мощности и наше время. В чём-то это напоминает процесс заражения клетки вирусами...


Очень важно иметь в виду: в общем усреднённом случае, когда речь заходит о восприятии и соответственно выборе информации, люди крайне падки на легкоусвояемое дерьмо. "50 оттенков серого" самое яркое тому подтверждение.
Заслуживает самого пристального внимания и даже изучения, как с течением времени практически любой, даже самый элитарный ресурс, где ранжировка информации осуществляется пользователями, где есть рейтинг самых популярных авторов и записей, постепенно скатывается к архетипу бульварной газетёнки. Охота за популярностью - это игры с Мефистофелем, оканчивающиеся продажей души.
Ведь нет ничего сложнее, чем соблюсти баланс между необходимостью подлинной творческой реализации и желанием быть востребованным и интересным людям.


Погружаясь в жизнь интернета и составляющих его субкультур, ты поневоле становишься составляющей в системе сообщающихся сосудов. И отныне ты полностью или частично (аналогия-то приблизительная) всего лишь рупор, озвучивающий мысли некоего вышестоящего разума. Ты ретранслятор чужого сигнала. И очень хорошо, коли всё это плоды коллективного разума, состоящего из достойных развитых людей. И плохо, если заправляет всем один расчётливый бизнесмен или тон задаёт кучка крикливой школоты!


В этом смысле аналогом интернета в прошлом было светское общество, ты мог себя чувствовать умным, оригинальным, неотразимым, вращаясь в обществе. Но оригинальность эта были всего лишь отражением высокого уровня завсегдатаев и заправил этого общества. И со стороны это кажется вещью в себе, очарование которой слишком преувеличено. Ты не мог стать чем-то большим, чем это самое общество, пересказывая его шутки и копируя царящие там нравы за его пределами!
Хотя пример Николя Шамфора говорит нам о том, что из поведения людей в обществе можно извлекать ценные и полезные уроки.
А пример Брета Истона Эллиса - о том, что ценным может стать срез, слепок прошедшей уже эпохи. То, что позволит передать её аромат и настроения, царящие тогда. Но в случае Эллиса часть тебя должна оценивать происходящее извне, со стороны. И необходимо было обладать талантом, чуждым этому самому обществу, пугающим его, непонятным ему.


И главная ошибка, которую может совершить человек, искать самовыражения тем или иным способом не потому, что таково его естество и он по-другому просто не может. А делать свой выбор на основе того, что это популярно, круто, модно, здорово. Ах, как печальна и незавидна участь допустившего подобный просчёт...



Другие статьи в литературном дневнике: