Вячеслав Иванов
Из МЛАДЕНЧЕСТВА:
<...>
Мой детский, первобытный рай!
ХVIII
Меж окон, что в предел Эдема
Глядели, было — помню я —
Одно слепое… О, поэма
Видений ранних бытия!
Волшебной жизнию живые
Вещей загадки!.. Голубые
На нем подобия завес
Оставил некий Апеллес*.
Зверям присвоенного рая
Служил преддверием наш сад;
Акаций старых вижу ряд,
Березу — у ворот сарая
Седого дворника, как лунь,
Как одуванчик — только дунь!
XIX
В ложбине черной, над водами,
Оленьи видел я рога,
А за соседними садами
Манили взрытые луга,
Где пролагался путь железный.
Но первый сон, душе любезный,
В окне привидевшийся сон —
Был на холме зеленом слон.
С ним персы, в парчевых халатах,
Гуляли важно… Сад зверей
Предстал обителью царей,
Плененных в сказочных палатах,
Откуда вспыхивал и мерк
Хвостом павлиньим фейерверк.
ХХ
Мечты ли сонные смесились
С воспоминаньем первых дней?
Отзвучья ль древние носились
Над колыбелию моей?
Почто я помню гладь морскую
В мерцаньи бледном — и тоскую
По ночи той и парусам
Всю жизнь мою? — хоть (знаю сам)
Та мгла в лицо мне не дышала,
Окна не открывал никто,
Шепча: "вот море"… и ничто
Сей грезы чуждой не внушало.
Лишь поздно очи обрели
Такую ночь и корабли.
ХXI
Но, верно, был тот вечер тайный,
Когда, дыханье затая,
При тишине необычайной,
Отец и мать, и с ними я,
У окон, в замкнутом покое,
В пространство темно-голубое
Уйдя душой, как в некий сон,
Далече осязали — звон…
Они прислушивались. Тщетно
Ловил я звучную волну:
Всколеблет что-то тишину —
И вновь умолкнет безответно…
Но с той поры я чтить привык
Святой безмолвия язык.
<...>
апрель, 1913 год
*Апеллес - (370 — 306 гг. до н. э.) — древнегреческий живописец, друг Александра Македонского. Апеллес сильной стороной своего творчества называл харизму, то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами.
***
Рамана Махарши:
Человек составлен из действия, мышления и Бытия. Бытие лежит в основе первых двух, потому что нельзя действовать или думать, пока тебя нет.
Но этот принцип обычно так закрыт остальными двумя, что совсем не воспринимается. Бытие – киноэкран, всё прочее – изображения, проецируемые на него. Именно экран поддерживает их, однако так заслонен, что зрителем не ощущается. Только очень редко, вспышкой, человек сознаёт просто Бытие и чувствует его как чистое, самопроизвольное, беспричинное счастье. Оно есть также чистое, свободное от мыслей Сознание.
Цель исследования – осознавать Бытие по желанию и в течение всё
больших и больших периодов.
Другие статьи в литературном дневнике: