ЦЕЛЬ
Почтение моим Учителям!
Почтение Трем Драгоценностям -
Будде, Дхарме и Сангхе!
Почтение Тому, кто Находится Внутри Нас Всех!
Когда что-то происходит, не реагируйте, не останавливайте свой ум ни на чем,
сохраняйте ум всегда безмолвным, подобно пустоте, и совершенно чистым (без пятна),
и таким образом спонтанно достигните освобождения.
- В грядущем поколении будет много последователей смешанных верований; как нам жить с ними бок о бок?
- Разделяйте с ними свет, но не разделяйте с ними карму. Хотя вы можете быть с ними, ваши умы не будут на месте их умов. В одной сутре говорится: "Хотя ум следует текущим обстоятельствам, его природа остается неизменной". Что касается тех остальных, кто изучает Путь, все вы изучаете Путь ради этого великого дела - освобождения; поэтому, не презирая никогда тех, кто не изучил Дхарму, вы должны уважать тех, кто изучает ее так, как вы уважаете Будду. Не хвастайте своими добродетелями и не завидуйте способности других. Следите за своими собственными поступками; не указывайте на недостатки других. Так вы нигде не встретите препятствия и будете естественно наслаждаться счастьем. Все это я собрал в гатху:
Воздержанность и терпеливость - лучший из путей;
Но сначала освободитесь от "я" и "другой".
Когда что-то случается, не реагируйте -
И так вы достигните истинной Бодхикайи.
В Алмазной Сутре сказано "Если Бодхисаттва в совершенстве знаком с учением о нереальности эго и всех дхарм (вещей), Татхагата назовет его истинным Бодхисаттвой". Также в ней говорится: "Тот, кто ничего не воспринимает, ничего не отражает; он свободен от Самсары навсегда. Тот, чей ум ни на чем не останавливается, называется сыном Будды". В Махапаринирвана Сутре сказано: "Когда Татхагата достигает Нирваны, он освобождается от Самсары навсегда". Вот еще несколько гатх:
Мое теперешнее состояние ума настолько полно добродетели,
Что оскорбления от людей не могут расшевелить во мне гнев.
Ни слова о "правильном" или "неправильном" не сорвется с моих уст -
Нирвана и Самсара образуют один Путь -
Ибо я узнал, как достичь того состояния своего ума,
Которое, по существу, выходит за пределы и правильного, и неправильного.
Ошибочные, разборчивые мысли
Изобличают человека, поглощенного земными интересами, который еще должен познать.
Я призываю блуждающих людей Кали-юги
Освободить свои умы от всех бесполезных мелочей.
Сколь же безбрежно мое нынешнее состояние ума -
За пределами слов мое безразличие, дающее этот покой.
Легко и свободно, достигнув своего освобождения,
Я странствую по желанию, без препятствий.
В бессловесной тишине проходят мои дни,
Каждая моя мысль направлена на Подлинное (Исконное).
Вглядываясь в Путь, я ощущаю спокойствие
И не подвержен влиянию круга Самсары.
Настолько чудесно мое нынешнее состояние ума,
Мне больше не нужно вторгаться в мир,
Где блеск - иллюзия и обман;
Самых простых одежд и самой грубой пищи достаточно.
Встречая мирских людей, я говорю с трудом,
И поэтому они говорят, что я туп (умом).
Снаружи у меня есть то, что кажется пристальным взглядом тупицы;
Внутри, моя кристальная чистота ума
Беззвучно соответствует скрытому пути Рахулы,
Который мирские люди, подобные вам, еще не узнали.
Из опасения, что вы еще, возможно, не в состоянии понять истинный принцип освобождения, я продемонстрирую его вам еще раз.
- В Вималакирти Нирдеша Сутре говорится: "Кто бы ни был тот, кто желает достичь Чистой Земли, он должен сначала очистить свой ум". Что означает это очищение ума?
- Оно означает очищение до предельной чистоты.
- Но что это значит?
- Это означает состояние за пределами чистоты и нечистоты.
- Пожалуйста, объясните это подробнее.
- Чистота является свойством ума, который не останавливается ни на чем. Достижение ее без возникновения мысли о чистоте, называется отсутствием чистоты; а достижение этого отсутствия без высказывания мысли означает быть свободным также от отсутствия чистоты.
- Что составляет осознание Цели для последователей Пути?
- Осознание должно быть предельным.
- Что это такое?
- Предельное осознание означает быть свободным и от осознания, и от отсутствия осознания.
- Что это значит?
- Осознание означает оставаться незапятнанным от того, что мы видим, слышим и от остальных чувственных восприятий извне, и обладать внутри умом, в котором нет места неправильному мышлению. Достижение его без высказывания мысли называется отсутствием осознания; и достижение последнего, также без высказывания мысли, называется свободой от отсутствия осознания.
- Что имеется в виду под "освобожденным умом"?
- Обладание умом, свободным от понятий освобожденного и неосвобожденного называется истинным освобождением. Это то, что имеется в виду под словами в Алмазной Сутре: "Даже Дхарма должна быть отброшена как являющаяся теперь не-Дхармой"! Здесь под Дхармой подразумевается существование, а под не-Дхармой - не-существование - свобода от того и другого дает истинное освобождение.
- Что такое осознание Истины (Дао)?
- Оно означает предельное осознание.
- Что это такое?
- Предельное осознание находится за пределами осознания и не-осознания.
- А что такое предельная пустота?
- Предельная пустота находится за пределами пустоты и не-пустоты.
- А что такое неподвижная Бхутатхата (Абсолют)?
- Неподвижность Бхутатхаты не является ни неподвижной, ни подвижной.
В Алмазной Сутре говорится: "Не существует неподвижной Дхармы, именуемой Ануттара-Самьяк-Самбодхи (Высшее Просветление) и не существует подвижной Дхармы, которую Татхагата может изложить". То же самое имеется в виду в другой сутре: "Во время медитации на пустоту, ощущение пустоты не должно восприниматься как осознание". Это означает удержание от мысли о пустоте. Точно также, хотя мы практикуем неподвижность ума, мы не рассматриваем (успех в этой практике) как осознание, потому что мы не поддерживаем мысли о неподвижности. Точно также, хотя мы достигаем чистоты, мы не рассматриваем это как осознание, потому что мы не поддерживаем мысли о чистоте. Даже когда мы достигаем постоянного сосредоточения, чистоты и состояния, когда уму дано не останавливаться ни на чем, если мы позволяем какой-то мысли о достигнутых успехах войти в наш ум, эта мысль будет ложной и мы будем пойманы в сети, - это нельзя назвать освобождением! Более того, если достигнув всего этого, мы ярко переживаем осознание того, что существуем легко и независимо (от всех обусловливающих факторов и т.д.), мы недолжны принимать это за осознание или полагать, что освобождение может быть достигнуто благодаря таким мыслям. Как говорится в сутре: "Позволение понятию прогресса войти в наши умы является не прогрессом, а заблуждением; тогда как, когда мы удерживаем наши умы от заблуждения, прогресс становится безграничным"...
ХУЭЙ ХАЙ, Океан Мудрости
Другие статьи в литературном дневнике: