Редкий цветок на древе жизни -

Ирина Барышникова: литературный дневник

Иван Ирландец-Ирландец/


Иоанн Скотт Эриугена/


Johannes Scotus Eriugena/


- мы проходим становление друг в друге;


- Велика и подлинна слава (laus) человеческой природы, а более - Того, Кто так пожелал ее сотворить. Таким же образом это следует принять о разуме и познании <...> и таким образом тварная премудрость, которая есть человеческая природа, познала все, что в ней сотворено (facta sunt), прежде чем они были, и само познание того, что было познано прежде чем произошло, есть истинная и неколебимая сущность;


- так как Творческая Премудрость, то есть - Слово Божие, увидела, все вещи, что в Ней созданы, прежде чем они произошли, и само видение тех вещей, которые, прежде чем произошли, были увидены, есть истинное и неизменная и вечная сущность;


- Бог видел, предвидел, знал, предзнал все, долженствующее быть сделанным, прежде чем Он это сделал; точно так же Он все видит и знает после того, как уже сделал. Это имеет место вследствие того, что и Он сам всегда является вечным, и Вселенная, Им созданная, в Нем самом также всегда пребывает вечной.



- не то, что иное есть сущность всего в Слове, а иное - в человеке, но то, что ум помышляет сущность одной и той же, но иначе существующей в вечных причинах, иначе понимаемой в действиях (effectibus); и там она превосходит всякий разум, а здесь ее существование постигается только из того, что рассматривается вокруг нее, и в обоих действительно ни одному тварному разуму невозможно познать, что же она есть. Ведь если бы эта сущность могла быть познанной, то совершенно не выражала бы в себе образ Своего Творца, Который только познается как существующий из тех вещей, Началом, Причиной и Творцом которых Он является, но избегает всякого чувства и разума в том, что же Он есть.



«Перифюсеон» («О природах»), 877 г.



Другие статьи в литературном дневнике: