Жан-Кристоф. Том IV, гимн стойкости

Эхинацея: литературный дневник

"— Ты вернулся, ты вернулся! О ты, кого я утратил!.. Зачем ты покинул меня?


— Чтобы выполнять возложенную на меня миссию, от которой ты отрекся.


— Какую миссию?


— Борьбу.


— К чему тебе бороться? Разве ты не властелин всего мира?


— Я не властелин.


— Разве ты не все сущее?


— Я не все сущее. Я — Жизнь, борющаяся с Небытием. А не Небытие. Я — Огонь, горящий в Ночи. А не Ночь. Я — вечная Борьба, а над борьбой нет вечного рока. Я — свободная Воля, вечно борющаяся свободная Воля. Борись и гори вместе со мной!


— Я побежден. Я более ни на что не годен.


— Ты побежден? Тебе кажется, что все потеряно? Другие будут победителями. Не думай о себе, думай о своем войске.


— Я один, у меня никого нет, кроме самого себя, и нет у меня войска.


— Ты не один, и ты не принадлежишь себе. Ты — один из моих голосов, одна из моих рук. Говори и рази за меня. Но если рука сломана, если голос заглох, я все-таки сражаюсь стойко. Я продолжаю бороться другими голосами, другими руками. Побежденный, ты все же принадлежишь к войску вовеки непобедимому. Помни это — и ты пребудешь победителем и в самой смерти.


— Владыка! Я так страдаю!


— А я, ты думаешь, не страдаю? Уже века преследует меня смерть и подстерегает небытие. Только битвами, только победами прокладываю я себе путь. Река жизни обагрена моей кровью.


— Бороться, вечно бороться?


— Надо вечно бороться. Бог тоже борется. Бог — завоеватель. Он — лев пожирающий. Небытие обступает бога, и бог повергает его во прах. И ритм этой борьбы создает высшую гармонию. Гармония эта — не для твоего смертного слуха. Достаточно тебе знать, что она существует. Делай свое дело с миром; остальное предоставь богам.


— У меня нет больше сил.


— Пой для тех, кто силен.


— Голос мой умолк.


— Молись.


— Сердце мое осквернено.


— Вырви его. Возьми мое.


— Владыка! Нетрудно забыть себя, отбросить свою мертвую душу. Но могу ли я отбросить моих мертвецов, могу ли забыть любимых?


— Брось своих мертвецов вместе с мертвой своей душой. Ты снова обретешь их живыми вместе с моей живой душой.


— О ты, покинувший меня, покинешь ли ты меня снова?


— Да, покину снова. Не сомневайся. Это ты не должен покидать меня.


— Но если жизнь моя угасает?


— Зажги другие жизни.


— Но если во мне смерть?


— Жизнь вне тебя. Иди отвори ей двери. Безумец, запирающийся в своем разрушенном доме! Выйди наружу. Есть другие жилища.


— О жизнь, о жизнь! Вижу… Я искал тебя в себе, в своей пустой и замкнутой душе. Душа моя распадается; в окна ран моих хлынул воздух; я дышу, я снова нашел тебя, о жизнь!..


— И я нашел тебя снова… Молчи и слушай."




Другие статьи в литературном дневнике: