размышлялки об Гильгамеше

Эхинацея: литературный дневник

Сначала цитата. Одно из интереснейших мест, хотя, справедливости ради, в этом эпосе нет мест неинтересных - если что-то неинтересно, не завораживает взгляд и разум, то это свидетельство о чем-то другом явно:


"Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуриппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата,-
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нинурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине он их слово поведал:
"Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!"


- я где-то сказку читала, в которой кто-то узнавший тайну, и будучи не в состоянии удержать её, чтобы избавиться от соблазна, рассказывает её тростнику, а тростник ветру и понеслось...(как найду дам ссылку)


- Очевидно, что мотивы Светлоокого Эа изначально благие и подобны мотивам Прометея. И здесь есть несколько мыслей помыслить


- А еще можно всмотреться в то, как Гильгамеш заставляет открыть тайну Утнапишти. Для этого было достаточно в нём узнать себя и не испугаться:


"Гляжу на тебя я, Утнапишти,
Не чуден ты ростом - таков, как и я, ты,
И сам ты не чуден - таков, как и я, ты.
Не страшно мне с тобою сразиться;"


- напоминает мотивы сказок, где некто всматривается в колодец, или зеркало воды, хоть и мультик о том же Крошке - Еноте
https://www.youtube.com/watch?v=djGa71cPvD4


_________________
"Доселе Утнапишти был человеком,
Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен,
Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!"
Увели меня вдаль, при устье рек поселили."


- стоит запомнить, что тот, кто богам равен, живет на краю реки - (устье реки - место, где она впадает в море. Море - смерть) А поэтому стоит вернуться немного и всмотреться в слова:

"Что ж ответить мне граду - народу и старцам?"


- это не ради красного словца такое разделение на народ и старцев. Стоит вспомнить обращение Папы к Граду и миру, или абсолютно неверно трактуемое место из Киевской летописи, где по Владимиру плачут переяславцы и украина. Я утверждаю, что под словом "украина" подразумеваются люди, а не территория! и это то же, что и в эпосе о Гильгамеше - старцы, живущие на краю. И то же самое, что в обращени Папы к Граду и миру. Это разделение людей на тех, кто по левую руку и на тех, кто по правую



Другие статьи в литературном дневнике: