Иосиф Бродский

Анна Дудка: литературный дневник

Предупреждаю, что изложенные в статье умозаключения сугубо субъективные и никому не навязываемые.


Лет пять назад я случайно наткнулся на одно его стихотворение, которое меня просто потрясло.


Немного предыстории. Во время учёбы в институте, в котором одним из предметов являлась философия, я попытался почитать Шопенгауэра и Ницше. Скажу сразу - не получилось. Шопенгауэра я сразу закрыл, а вот Ницше попытался почитать. Книга в красном переплёте с надписью НИЦШЕ на обложке, объёмом 620 страниц со следующим содержанием: "Так говорил Заратустра", "К генеалогии морали" и "Рождение трагедии". Это издание в красном переплёте, по-моему, есть в каждом доме, где бы я ни встречал книгу Ницше, то всегда в этом оформлении. Осилил я только "Заратустру", и то несчастные 200 страниц я прочёл кое-как за неделю.


Ну ведь тоска смертная, согласитесь. Я не спорю, может, я чего-то не понимаю, но непонятны мне работы ни Ницше, ни Шопенгауэра, ни других философов. Да мне кажется, что философия в целом какая-то унылая штука.


И вот, как я уже говорил, лет пять назад мне попадается стихотворение Иосифа Бродского "Пилигримы". Оно просто разорвало мне мозг. Чуть позже я узнал, что он (Бродский) написал это произведение в 1958 году. Ему было... 18(!) лет.



Вот это стихотворение...


Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
ЧТО МИР ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ,
ДА, ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ,
ОСЛЕПИТЕЛЬНО СНЕЖНЫМ,
И СОМНИТЕЛЬНО НЕЖНЫМ,
МИР ОСТАНЕТСЯ ЛЖИВЫМ,
МИР ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНЫМ,
МОЖЕТ БЫТЬ, ПОСТИЖИМЫМ,
НО ВСЕ-ТАКИ БЕСКОНЕЧНЫМ.
И, ЗНАЧИТ, НЕ БУДЕТ ТОЛКА
ОТ ВАЕРЫ В СЕБЯ ДА В БОГА.
…И, ЗНАЧИТ, ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО
ИЛЛЮЗИЯ И ДОРОГА.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.


Не знаю почему, но у меня какая-то дрожь в теле, когда я его читаю или декламирую в кругу друзей. Естественно и то, что оно в мозг мне засело навечно после трёх-четырёх прочтений.


Обратите внимание на выделенный фрагмент! Эти двенадцать строк разорвали все философские споры о мире и его устройстве. Не надо изучать философию, не стоит читать философские трактаты - ВОТ (!) окончательная точка во всех спорах, её (точку) поставили ещё в 1958 году.


Повторяю, это моё субъективное мнение.


Ведь всё просто: "Мир останется ЛЖИВЫМ, мир останется ВЕЧНЫМ, может быть, ПОСТИЖИМЫМ, но всё-таки БЕСКОНЕЧНЫМ". Спорить тут не о чем, да и не стоит этого делать. Как говорится, уймитесь спорщики, оставьте свои напрасные труды философы, не забивайте себе голову непонятными догмами обыватели - мир останется лживым, вечным, постижимым, но(!) бесконечным. И человеческий разум не в состоянии с этим совладать.


Я не знаю, но по мне - так просто гениально. И всё человеческое бытие объясняет. Человек написал это в 18 лет. В ВОСЕМНАДЦАТЬ!!! Сейчас пишу, рассуждаю сам с собой и дух захватывает.


Конечно у Бродского много иной лирики, мне многие стихотворения нравятся, но это просто гениальная штука.


Игорь Ф.



Другие статьи в литературном дневнике: