Вероника Тушнова

Анна Дудка: литературный дневник

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.


Трудная история стихов, про которые А. Пугачева сказала, что за них бы дать Нобелевку: "Не отрекаются любя" и их полная версия


Доброе утро, читатели. Сегодня снова немного о поэзии. Люблю о ней говорить: делая материал для вас, открываю столько нового для себя. Давайте вспомним и немного обсудим замечательное стихотворение "Не отрекаются любя...". Думаю, что всем знакомы эти строки, но многие знают их только как песню Аллы Пугачевой знаменитую, а там использован неполный вариант стихов (полный покажу ниже в статье).


Автор стихотворения - поэтесса Вероника Тушнова (старшее поколение фамилию знает, а более молодые вряд ли), она также автор многих известных строк, на её же стихи песня Пугачевой "А знаешь, всё ещё будет" и другие. Если брать всех "советских" поэтов, то для меня Тушнова - самая пронзительная, искренняя, горькая и любимая. Потом Асадов, Рождественский и Друнина.


Стихотворение написано в 1944 году. Очень многие утверждают, что оно посвящено, конечно же, главной любви в жизни Тушновой - Александру Яшину. Это заблуждение. Стихи вошли в сборник, который поэтесса посвятила Александру, своей последней и самой яркой любви. Но Яшин и Тушнова познакомились много позже 1944, лишь в 1958 году.


На самом деле стихотворение посвящено первому мужу Тушновой, Юрию Розинскому, который ушел, оставив Веронику с маленькой дочкой. Однако под конец жизни, смертельно больной, он вернулся к Тушновой, которая приняла мужа и ухаживала за ним до конца. Логически стихи очень ложатся на эту печальную, но такую обыденную историю.


Как я и сказала, в песне дан сокращенный вариант стихотворения. Убирать строчки из стихов ради песни - обычная практика, мы с вами уже говорили об этом на примере Цветаевой (Мне нравится, что вы больны не мной) и Ахмадулиной (По улице моей который год...). Где-то такое вырезание умаляет значение произведения, где-то нет.


Здесь, на мой взгляд, фрагмент убранный не несёт решающее значение, без него произведение тоже "говорит". Посмотрите на полный вариант текста стихотворения. Я выделила те строки, которые отсутствуют в песне, возможно, не все их знают.


Но версия С ним мне нравится больше. В том, что трамвай и метро "ползут", вьюга заметает путь, а в доме без человека не все своим чередом а только грусть и тишина. И то, что человек взбегает наверх без передышки - это все задает динамику, которая подчеркивает это невыносимое желание близости, встречи и да, тепла. Согласны?


Говорят, что "бывшей" любви не бывает, и даже если чувство ушло, кажется, то все равно при виде некогда сильно любимого человека что-то екает у нас внутри, отзывается, тянется... Пугачева считает "Не отрекаются любя" лучшей песней в своем репертуаре, трогающей её до слёз, и говорила в интервью, что за одно это стихотворение Тушновой уже можно было бы дать Нобелевку.


А ещё сейчас переслушала исполнение Пугачевой, теперь, когда уже знаю историю людей, которые связаны с лирикой. И мне оно не понравилось. Да, музыка Минкова в духе классической покоряет, да, голос Пугачевой хорош. Но мне ее надрыв почему-то показался уже слишком неестественным, преувеличенным каким-то.


Мне кажется, такие стихи (с учетом их истории) надо петь/читать тихо-тихо. Так, как поет она "Мне нравится, что вы больны не мной" в Иронии судьбы или как там же Мягков читает "С любимыми не расставайтесь".


Что скажете, читатели, знали историю стихотворения и полный вариант? Как вам больше нравится: С или БЕЗ убранного в песне фрагмента? Нравится ли вам вообще эта песня в исполнении Пугачевой? Можно поговорить про все это в комментариях.


ВАЖНО: Статья по душе? Буду благодарна, если выразите это нажатием на руку с пальцем вверх (под списком тегов). Хотите остаться в клубе? См. все статьи и подписаться тут. Спасибо Вам за чтение! Обнимаю, Оля!


Книжный клуб авантюристов



Другие статьи в литературном дневнике: