Молитва матери может сотворить чудо

Анна Дудка: литературный дневник

Как? Объясняет профессор Алексей Осипов


Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
Как необходимо молиться? Почему молитва помогает и при каких условиях остаётся бездейственной, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.


Когда мы приходим к врачу и спрашиваем про то или иное лекарство: «Поможет или не поможет?», нам отвечают «Неизвестно» или «Пятьдесят на пятьдесят», а иногда говорят: «Вероятность того, что это средство поможет, большая».


На самом деле бесплодна та молитва, которая не связана с тем, чтобы человек постарался себя в чём-то ограничить, сподвигнуть себя на что-то. То есть совершить подвиг в отношении самого себя.


Помните, когда ученики не могли изгнать беса, Христос произнёс:


«Этот род изгоняется молитвою и постом».
Под словом «пост» здесь имеется в виду не столько определённого рода пища, сколько воздержание в чём-либо, действие, подвиг.


Наши молитвы остаются бесплодными потому, что, к сожалению, мы их ничем не подкрепляем. Не подкрепляем никакими действиями.


Нужно не только произносить заученные слова молитвы. Нужно ещё что-то сделать или от чего-то отказаться. К примеру, от курения, от выпивки, от сквернословия, от осуждения, от дурных мыслей… А мы не решаемся на это. Хотя бы чуть-чуть что-то от себя оторвать. Это-то и будет настоящим актом любви.


Я знаю одного священника, его дочь сломала ногу. Он сказал, как отрезал: «Пока моя дочь не поправится, ни капли вина не выпью». Всё исполнил, как обещал.


И потом... Как мы обычно молимся? Всё время просим: «Дай!»


Давайте вспомним случай с матерью поэта и декабриста Кондратия Рылеева. Её сын в младенческом возрасте заболел смертельной болезнью. В тот вечер, о котором она пишет в своих записках, врачи предрекали, что не доживёт и до утра. Она жарко и отчаянно молилась. Затем обессиленная погрузилась в сон. Ей снится сон. Она слышит незнакомый голос:


«Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий… Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении...»


«Да, буду, всё отдам, приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастье моё, остался жив!» — говорила она, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос, тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать.


— Ну, тогда следуй за мной!


И вот он показывает ей всю дальнейшую жизнь её сына. Вот он здоровый и розовощёкий сладко спит в своей кроватке; вот он учится в гимназии; вот он становится юношей; вот он служит в офицерском чине; вот он в комнате, где много незнакомых лиц. Они о чём-то оживлённо спорят.…


Но тут она снова слышит голос, уже более грозный и резкий:


— Смотри, одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим последним занавесом, ты уже не сможешь ничего изменить в его и своей жизни! Лучше покорись, не проси жизни своему ребенку, подобно ангелу, не знающему житейского зла…


В ответ она закричала: «Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» — и, задыхаясь, поспешила к занавесу.


Когда занавес приподнялся, она увидела виселицу с телом своего сына.


(Декабрист Кондратий Рылеев был казнён 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга через повешение).


Что же это такое: молитва или безумие? Больше напоминает безумие. Следовало смиренно принять свою участь: «Ты знаешь, чего я хочу. Но да будет воля твоя, а не моя».


Почему мы называем святых подвижниками? Потому что они сопрягали свою молитву с подвигом. Держали аскезу, отрекались от всякой всячины, подвизались. И тогда их молитвы, действительно, доходили до Бога.


Не дай нам Бог так молиться, как молилась мать декабриста Рылеева.


Вспомните, как молился Иисус в Гефсиманском саду:


«Отче, если возможно, пронеси эту чашу мимо меня. Но не моя, а твоя воля да будет!»


Именно такая молитва будет действенной. Потому что здесь есть акт смирения и акт отречения. А не так: «дай» или «хочу». Вот тогда молитва будет сильной и сможет помочь.


Неслучайно говорят, что молитва матери может и со дна моря поднять.



Другие статьи в литературном дневнике: