Беседы
К слову, об упомянутой ранее передаче “Культурной революции”. Было бы здорово, если бы в прошлом Познер со товарищи вел дневник, соблюдая правило Сети “слово – не воробей”. Тогда бы мы все увидели, как они отважно ненавидели социализм, и смело отвергали предложенные им признание, положение в обществе и некоторые материальные преимущества.
Часто, находясь за письменным столом, в тихом одиночестве или дальней дороге, мысленно я обращаюсь к философскому заключению мудрого француза Мишеля Монтеня: “Природа наделила нас драгоценной способностью беседовать с самим собой, и она часто приглашает нас воспользоваться этим, чтобы показать нам, что, хотя мы и обязаны окружающим, все же гораздо большим мы обязаны себе”. Должен признать, что этим замечательным свойством я также отнюдь не обделен. Достаточно тихого шороха в ночи, дальней зарницы на горизонте или крутого виража чайки над гладью реки, чтобы мысль интенсивно заработала и начала продуцировать собственные вопросы и собственные ответы. Мысль находит отображение в нашем мозгу в виде законченного образа, картинки (Windows) или в звуковой и речевой форме (преимущественно на родном языке). Вдруг посетившая нас мысль не может возникнуть из ничего. То есть, она не может родиться без информационного предшественника в виде внутренних или внешних раздражителей. Каждая побывавшая в нашем мозгу мысль оседает в глубинах памяти. А для того, чтобы ее оживить, нужны условия и повод. Мысли исчезают бесследно только со смертью их носителя. Положенные на физические носители мысли могут жить бесконечно долго, будучи одинаково необходимыми и добру, и злу.
Вот уже почти весь месяц мировое сообщество взбудоражено ожидаемой смертью главного иерарха католической церкви Иоанна Павла Второго и последовавшими похоронными мероприятиями, хорошо срежесированными и политически акцентированными. Доведенные до сведения многомиллиардной аудитории с помощью мирового телевидения они вышли за рамки скорбящей религиозной конфессии, и никого не оставили равнодушным чисто по-человечески. Определенный диссонанс в обстановку сдержанной скорби внесли поляки, массово двинувшиеся в Рим, чтобы проститься со своим земляком – понтификом. В патриотическом порыве люди забыли, что, став иерархом всех католиков, папа стал Гражданином Мира. Отчаянные головы требовали похоронить понтифика на родине. И тогда Польша стала бы Меккой католиков. Громко звучат голоса о причислении папы к лику святых досрочно, вопреки узаконенной процедуре. Карел Войтила был конечно волевым и авторитетным деятелем, но при всем при том обычным для церкви 264-тым папой – ветераном. Благодаря своим многочисленным вояжам по миру он стал широко известным простым людям и пытался распространить свое влияние за пределами католической церкви. Опустившись на землю, он больше служил людям, чем своему богу. Впечатляющая харизма папы позволила затушевать существовавшие у мирового общественного мнения вопросы о роли и месте католической церкви во времена фашистской чумы. Во время контактов с верующими папа в ряде случаев испытывал свои способности по исцелению страждущих и наведению божественной благодати. Будучи телевизионными свидетелями всех перипетий прощания с папой, мы могли видеть синдром массового поклонения религиозному идолу, и наряду с этим неподдельную скорбь и слезы верующих. Синклит же претендентов на кресло и участвующих в траурных действиях иерархов сохранял суровую не проницательность лиц и желание наилучшим способом исполнить свою миссию. Но от внимательного наблюдателя не могло ускользнуть их желания подать себя аудитории. Одетые в пестрые одежды и украшенные в религиозные атрибуты как новогодняя елка крепкие мужчины, роскошь, золото и блеск интерьера рабочего места божьих слуг – все это резко контрастировало с трагизмом происходящего. И далее траги – комический спектакль избрания нового понтифика с укрытием от глаз верующих процедуры голосования, запиранием дверей, сжиганием бюллетеней и прочей мишурой. И все это при потрясающем отсутствии консенсуса у группы наиболее приближенных к богу людей. Я думаю, что все это должно вызывать недоумение у цивилизованного человека 21-го века. Итак, папа умер – черный и белый дым из трубы – да здравствует папа!!
Прочитав внимательно и непринужденно “Начальную летопись”, “Очерк истории Киевской земли” М.С.Грушевского, перелистав “Исторические портреты В.О.Ключевского и “Чтения и рассказы по истории России” С.М.Соловьева, я неожиданно для себя самого сделал открытие, что мы имеем собственную оригинальную библию. Вздрогнув в изумлении, я обнаружил, что нам не было нужды в течение столетий забивать себе голову неблаговидными деяниями чуждых нам в своих заботах мифических Моисеев и Соломонов. Что мы имеем достаточно собственных святых апостолов, мучеников за веру и правду, героев и собирателей земель, деяния которых были более земные и понятные современному человеку и, одновременно, без религиозного приукрашивания, более жертвенные и самоотверженные. Из всего сказанного важно сделать далеко идущий вывод. Чтобы восстановить высокое славянское самосознание и гордость за свою многострадальную историю, чтобы дать современному человеку достоверное знание своих корней, необходимо кардинально изменить систему исторического образования на всех ступенях ее реализации. Необходимо незамедлительно отказаться от наскоро сфабрикованных политизированных подделок славянской истории и ввести на всех ступенях обучения курс “История Восточно – Европейских земель в оригинальных источниках”.
Другие статьи в литературном дневнике: