Толкование заповедей Блаженства. Первый уровень.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Свт. Николай Сербский


ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
На невысоком берегу голубого Генисаретского озера сел Божественный Строитель на зеленую траву и начал набрасывать план нового здания. Однако Он не стал чертить его на пергаменте, но впечатывал в души учеников Своих пламенное слово Свое, словно ставя алмазной печатью оттиск по податливому воску человеческих душ. Первые слова Его открывают, с чего начинается созидание райской пирамиды и как закладывается первый уровень.


БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ


Только эти слова произнес Божественный Строитель о закладке первого, самого пространного и самого прочного уровня, фундамента, который должен нести на себе все остальное здание. И этих слов тебе достаточно, о, христианин, если только искренне хочешь возвести царскую пирамиду, которой будешь радоваться в Раю вечности.


Сам знаешь: чем фундамент здания глубже в земле, тем здание надежнее. Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не достигают ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов.
Нищета духа — не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно ТОЛЬКО ОСОЗНАТЬ. А до осознания своей духовной нищеты доходят СУРОВЫМ ИСПЫТАНИЕМ самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты:


- нищеты с точки зрения своих знаний,
- нищеты с точки зрения своей доброты,
- нищеты с точки зрения своих дел.


Нищета есть высшая степень бедности. Когда человек размышляет о возможностях своего разума, либо о своих моральных качествах, либо о своей деятельности, он всегда убеждается в своей превеликой бедности, прямо нищенстве.
Человек хотел бы узнать судьбу свою, хотел бы понять, кто он, откуда он и как ему нужно поступать, переплетая нити в ткани жизни. Однако он видит, пусть он даже самый ученый, что все его знания по сравнению с его невежеством — словно чаша воды рядом с открытым морем. Он хотел бы превзойти добротой все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие и грандиозные дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Таким образом, куда ни посмотри, человек убеждается в своей немощи и в своем ничтожестве.


Другие люди не могут ему помочь, ибо и они ничтожны и слабы, как и он сам. Тогда человек обращается к Творцу своему, падает в прах перед Ним, предается воле*Его и вопиет о помощи. Такое осознание своей немощности и понимание полной своей ничтожности называется НИЩЕТОЙ ДУХА. А нищета духа противится ДУХОВНОЙ ГОРЫДЫНЕ. Между тем, духовная гордыня — гораздо большее ничтожество, чем нищета духа. Сознавать и чувствовать свою ничтожность — гораздо меньшее ничтожество, чем гордыня, ибо гордыня — это не только незнание, но и ГЛУПОСТЬ. Гордыня — мать всех глупостей и всех злых дел человеческих.


Познать себя — значит суметь увидеть свою немощность и свое ничтожество, ПОТОМ ДОСТИЧЬ СОКРУШЕННОСТИ СЕРДЦА и, наконец, возопить к Господу о милости, моля о помощи. СОКРУШЕННОСТЬ СЕРДЦА ИЛИ СМИРЕНИЕ, проистекающее из правильного понимания своей немощности, есть ОСНОВА ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, основа духовной жизни каждого христианина, основа и райской пирамиды.


Однажды злой дух препирался со святым Макарием и, наконец, воскликнул: «Все могу, Макарий, что и ты можешь, и только в одном ты меня побеждаешь — в смирении!»


Кто понял, что в своем ничтожестве ничего не может без Божьей помощи, тот заложил надежный фундамент в основу своей райской пирамиды. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), сказал Господь. На каждом шагу, с утра до ночи, разумный человек сознает правдивость этих слов. И осознание этого делает его великим пред Богом.



Другие статьи в литературном дневнике: