Простота и лукавство из свв. отцов.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ
Первое чадо смирения - простота.
Когда в человеке есть простота тогда есть и любовь, и жертвенность, и любочестие, и благочестие. В простом человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу, без испытания.
Простота была состоянием Адама до грехопадения, когда он всех видел чистыми и беззлобными, так как был облечён Благодатию Божией.


- Геронда (старец), когда говорят: "Красота в простоте", имеют в виду Божественную Благодать?
- Естественно. Простой и нелукавый человек, обладая смирением, получает благодать от Бога, Который по природе прост и благ.
- А может человек вести себя просто и одновременно иметь гордость?
- Так не бывает. В человеке, имеющем настоящую простоту, нет гордости.
- Может ли кто-то внешне изображать себя простым человеком, не имея при этом действительной простоты?
- Да, и, ПРИТВОРЯЯСЬ ПРОСТЫМ, ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО! Во внешней простоте человека, ПРИТВОРЯЮЩИМСЯ ПРОСТЫМ, для того, чтобы чего-то достичь, таится самое грубое лукавство.
Это похоже на то, как если бы старый человек надевал на себя ДЕТСКИЕ НОСОЧКИ для того, чтобы другие исполняли все его прихоти, словно он маленький ребёнок! В то время как по-настоящему простой человек обладает и прямотой и рассуждением.


СВТ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:
...Чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение два крыла, быстролетность сообщающие.
...Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и прочее. Все сие смирение означает...


СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ:
Где нет искренности и простоты сердечной, там нет истинного христианского чувства. Роюсь в сердце моем... хотелось бы усмотреть в нем все, что скрывается в нем сложного и лукавого, чтоб ВЫКИНУТЬ это сложное и быть только добрым.


В простоте нет взора лукавого, взора подозрительного, взора, осуждающего ближних! Из простоты глядит чистая добродетель! Из простоты глядит беспримесная любовь. Простота образуется в сердце человеческом учением Евангелия, отчего она исполнена такой высокой мудрости.



ЛЕСТВИЦА
14. Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству.


15. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих.


16. Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами.


20. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностию, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение; словом оно есть бесовское житие.


21. Лукавый - диаволу соименник и сообщник; потому и Господь научил нас называть диавола лукавым, когда говорим: избави нас от лукаваго (Матф. 6, 13).


22. Убежим от стремнины лицемерия и от рова тайнолукавства, слыша сказанное: лукавнующия потребятся (Пс. 36, 9), яко зелие зрака отпадут (ст. 2); ибо такие суть пажить бесов.


24. Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей, и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства чрез многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости; почему и награда первой не велика, а последней преславна.


26. Лукавый есть лживый провидец, который думает, что он из слов может разуметь мысль других, и по внешним поступкам - сердечное расположение.



Другие статьи в литературном дневнике: