Толкование заповедей Блаженства. Второй уровеньСвт. Николай Сербский. Смирение не относится к блистающим добродетелям. Первый уровень весь СЛОЖЕН ИЗ МЫСЛЕЙ О СВОЕМ ЛИЧНОМ НИЧТОЖЕСТВЕ и из ощущений своей немощи и ничтожности. БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТЬСЯ (Мф.5:4) У гордого нет слез. Он бахвалится тем, что никогда не плачет и не плакал. Он не понимает, что это его слабость, а не сила. Его взор горит сухим огнем, иссушающим сердца людские. Гордость произросла на тончайшем пересохшем слое земли поверх камня. Между тем, влага таится в глубине. Сокрушенность перед Господом напоминает глубокую вспашку, когда поднимают влажные пласты земли. Сокрушенный, или смиренный духом, плачет. Его душа всегда полна слез, о чем свидетельствуют его очи. Некто из святых отцов Церкви упоминал о двух крещениях: одно — водой, а другое — слезами. Другой учитель повторял: «Плачь день и ночь и не знай сытости в плаче!» Ты можешь подумать, что слезы — признак слабости. Не думай так! Христиане, которые больше всех плакали, с песней шли на смерть. «Слезы — елей очей», — говорил Антоний Великий. Самые большие грешницы — Мария Египетская, Таисия и Пелагия — омыли свои души слезами и стали святыми. Так было и с тысячами других. Так можешь поступить и ты, христианин. Известно, кто много смеется, тому придется каяться, но даже за одну пролитую слезинку — никогда. «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25), — вот слова святые из пресвятых уст. Никогда из семени слез не поднималось зло, а из семени смеха поистине взошло много зла. И все же, не все слезы — евангельские слезы. Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном. Евангельские слезы — это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Подобно тому, как возникает роса от встречи холодного воздуха с теплым, так же естественно и легко текут слезы из глаз человека, встретившегося с теплом любви Отца небесного. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» (Пс.41:4), — признается кающийся царь Давид, когда его холодное сердце встретилось с теплотой духовного Солнца. Те, что никогда не плачут, никогда не почувствуют утешения. Только расплакавшийся ребенок может утешиться, когда его мать приласкает. Человек, перед тобой есть выбор лишь между плачем и плачем, но не между плачем и не плачем. Или ты будешь плакать отчаянно и безнадежно перед слепой и глухой нирваной, или — перед живым Утешителем. Если будешь плакать перед живым Утешителем, получишь утешение. Сам Господь явится тебе, как утешение твое. И в тиши твоей утешившейся души Он Сам будет дальше созидать твою райскую пирамиду. © Copyright: Екатерина Домбровская, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|