Свт. Иннокентий Пензенский. 1784 1819

Екатерина Домбровская: литературный дневник

О ВНИМАНИИ И САМООТРЕЧЕНИИ
Письмо 44.


Вы единожды впали в искушение – подлинно искушение. Худо стояли Литургию. Что же Вы думаете, какая чужая сила покрывала Вас, какая сила, какая мысль помрачала и ум, и сердце? Нет, не чужая, но Ваша. Она есть следствие самолюбия, а не только своеволия. Самолюбие есть корень своеволия. Любя себя, себе даем и волю. ОТКАЗАВ СЕБЕ В ЛЮБВИ, откажите и в прихотях, и в вольности, и в желаниях.


Вы, ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО СОБОЮ, не выпуская себя из виду, о Господе ни вне церкви, ни перед церковью почти и не думали. В церкви хотели предаться Ему, и мысль, и сердце возвести к Нему. Но тут естественно быть борьбе – и в мыслях, и в сердце. От напряженной же мысли, от усиленной борьбы естественно заболеть даже голове, ослабеть телу, ибо после борьбы ослабеть необходимо должно.


Одна мысль влекла Вас ко вниманию богослужения, к благочестивому размышлению, другая с той же силой держала ум в размышлении о Ваших прежних занятиях. Сердце Ваше соглашалось с последней мыслью, а ум, память и воображение хотели усилить первую и вознести ко Господу, дабы пасть перед Ним. Такое состояние, конечно, может часто случаться, если будете предаваться рассеянности. А В РАССЕЯННОСТИ МЫ ТОЧНО БОЛЕЕ ВСЕГО ЛЮБИМ СЕБЯ, РАБОТАЕМ СЕБЕ и на себя или К СЕБЕ ВСЕ ОБРАЩАЕМ, между тем как все надобно обращать ко Господу.


Путь к Господу не так широк, как мы воображаем. Вы хотите лечиться от своеволия, а вам говорят: ПРЕЖДЕ ВЫЛЕЧИТЕСЬ ОТ САМОЛЮБИЯ. Оставьте себя Господу! Работайте для Него, а не для себя, посвящайте все Ему, а не себе, делайте больше и чаще такие дела, которые, как Вы знаете, Ему угодны.


На пути Господнем надобно ОТРЕЧЬСЯ ОТ СЕБЯ. Как эта жертва велика, если смотреть очами плоти! Но как она легка, если человек решится от всего сердца! Как мала, если сравнить ее с Жертвою Крестной – с беспредельной Любовью, за нас умершей! Постепенное стремление все посвящать славе Иисуса Христа и не стыдиться – не стыдиться прежде своих, а потом и посторонних, не стыдиться, ибо иначе Господь постыдится нас исповедать перед Отцом Своим. Не стыдиться делать для Господа и так устроить все, чтобы честь и слава за наши вещи и дела воздавалась не нам, но Ему, – сие Ваше занятие и мое! ИБО Я И Я ДОЛЖЕН, И ГОВОРИТЬ, И ВНУШАТЬ ТО, ЧТО СЛУЖИТ ВО СЛАВУ БОГА, УСТРАНЯЯ СЕБЯ.


Мне кланяются, а поклонение принадлежит Единому Богу, меня почитают, а честь и держава должны воздаваться Богу. Меня заставляют управлять и повелевать, а царство, и власть, и сила – единого Господа Иисуса Христа. Следовательно, и во храме, и вне храма, на улицах; при братии и врагах, при высших и низших, с благоговением и усердием я должен славить Господа!


Такое желание и такая обязанность, конечно, нескоро могут быть исполнены. Однако желаю, стараюсь, молю Господа Иисуса Христа. Прошу и Вас: сколько, как и когда можете, посвящайте все славе Господней. Особенно же в то время, когда Вам воздают честь и славу или благодарение. Ибо в это время особенно дорого отдать Господу то, что по видимости – наше или как будто наша собственность.


В качестве домашнего, внутреннего, везде удобного занятия и некоего лекарства от рассеянности советую и прошу держать умную молитву и как можно чаще поставлять себя в присутствии Господнем, дабы, наконец, приучиться быть в Нем всегда. В противном случае тщетно поработаем и не продвинемся ни на шаг.
Без даты.



Другие статьи в литературном дневнике: