Прп. Макарий Оптинский. Из писем...

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Всякой христианин, отрожденный в купели святаго крещения, должен непременно знать, что он стал Сын Божий по благодати, и какую принял на себя обязанность, в исполнение святых Его заповедей, которыя свидетельствуют его веру и любовь к Богу; в противном случае известно, что должно последовать.


Гдеж и каким образом можем мы учиться правилам веры, и исполнению оных? Церковь, мать наша, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 8, 15.)! Вы, так как сын Церкви православной грекороссийской восточной, то и должны свято почитать в хранить ея догматы, уставы, правила в законоположения, ведущие вас к прямой цели спасения. Ибо оные установлены, по временам, святыми Апостолами, святыми вселенскими соборами и богодухновенными пастырями святой Церкви, коим в лице Апостолов изрек Господь наш Иисус Христос: слушаяй вас Мене слушает, отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Отца, пославшаго Мя (Лук. 10, 16.), и паки: а иже преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Матф. 18, 17.).


Почему всякому православному христианину должно повиноваться церковным учениям и постановлениям, основанным на слове Божием, ибо Сам Христос есть краеугольный камень Церкви и глава оной; и отнюдь ничего противнаго слову Божию не постановлено. Но есть люди, которые сами собою полагают смысл Святому Писанию, только в противную сторону, и снисходя своим слабостям, не только не считают нужным исполнять законоположения Церкви, но и сами уставляют себе правила, по своему разумению, чем премного погрешают и аще не покаются, безответны на суде Христовом обрящутся; они не разсуждают, дозволил ли кто им входить в суждения о законоположениях Церкви и даже судить самую ее.


Святый Апостол Павел учит, что Господь наш Иисус Христос дал Церкви Своей овы убо Апо–столы, овы же убо пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Ефес. 4, 11.) и в другом месте: како проповедят аще не послани будут (Рим. 10. 15.). Святая Церковь, когда нужно было сделать какое законоположение касательно веры догматов и прочих постановлений, повелением благочестивых царей, по временам созывала вселенские Соборы из патриархов и епископов, и прочих церковных пастырей и учителей православных; и разсуждая о нужных вещах, низлагали возникавшия ереси и утверждая правила, для содержания оных в единстве повсеместно; на которых Соборах Сам Дух Святый действовал к утверждению в правоверии; и учение нашей православной восточной Церкви, так как еще древле изследовано правильно и благочестиво, определено и утверждено святыми вселенскими Соборами.


Прибавлять к ним, или отнимать от них что либо–непозволительно; наш долг есть свято почитать и повиноваться уставам Церкви, как и выше сказано; а в случае неисполнения и преступления их, по немощи ли, по нерадению, или по заблуждению, должны сознавать себя преступниками, каяться в оном, смиряться, и исправляться, на которыя действия призрит Господь, и простит в грехе и подаст Свою помощь к исполнению; а не опровергать оные, и считать излишними, или ненужными, думая сим сбросить оковы с совести, отягощающей их за преступления. Но обманутся бедные! Может быть скажет кто, что правила и постановления Церкви не есть заповедь Божия; а разве оное не есть заповедь Божия: повеление слушать Церковь и ея пастырей? Без сего же сколько произошло там заблуждений и ересей: кто как разумел, тот так и постановлял, отделяясь от единости Церкви.


Но мы, оставляя других, невнимая их учению, неприемля на себя суда, а предоставляя оный Богу нашему Иисусу Христу, должны обращаться к себе и, находясь в православной Церкви, на основании ея учения, созидать спасение свое исполнением заповедей Господних; видя же свою немощь, просить молитвою помощи от Бога, но молитвою смиренною, мытаревою, а не фарисейскою, и иметь всегдашнее самоукорение в сердце, иметь также благорастворенное сердце к милованию и состраданию ближним, помогать в их нуждах, снисходить в немощах, прощать оскорбивших нас; и ежели и случится что сделать по воле Божией, не приписывать себе, а помощи Божией; паче же помнить свои грехи, с надеждою на милосердие Божие, что ведет нас к смирению и восполняет наши недостатки пред милосердым Господом, смирившим Себя даже до рабия образа.


Примите сие малое начертание, и ежели оно принесет плод и найдете в нем пользу и средство к приобретению живой веры, и успокоению вашего сердца то воздайте благодарение премилосердому Господу, хотящему всем спастися и в разум истины придти. Декабря 22 дня 1840 года.





Другие статьи в литературном дневнике: