Тогда пишу. - Диктует совесть...К вопросу о том, какие "стимулы" бывают у писателей для творчества... Если писатель верующий - то свой Божий дар слова такой автор приносит на служение Дарователю и чадам Божиим, отвечая за то, КАКОЕ слово и КАКОЙ дух несет он человекам. Страшная, великая ответственность за Дар, за каждое праздное слово... Если автор неверующий, но подлинный,талантливый, и тоже имеет Божий дар, хотя и думает, что все это от одной только природы, то такой автор служит своему дару, иногда и людям, если человек нравственный, ставит какие-то перед собой высокие цели... Само слово - для него цель, святое искусство, сам процесс творчества - возможность "изжить энергию ума и сердца", как говорит Андрей Платонов о стимулах творчества. И это очень высоко - не так ли? Если же - третий вариант - у автора нет стимула служить Богу дарованным ему словом, у него нет сожигающей его потребности изжить свое внутреннее слово, свою радость и боль, мысли, такой "писатель" и писать не станет, если ему все побрякушки тут же не выложат.Такому писателю нужен внешний стимул для писания. Без него он быстро зачахнет. У такого писателя нет распирающего сердца слова, боли, которое просятся наружу, как ребенок у роженицы... Вся жизнь такового автора зависит от публики. Без публики он и писать не станет! Без нее и жизни нет, - ничего нет, главное внутренней потребности, внутренних стимулов творчества - нет. А если посмотреть поглубже - то и сказать людям такому человеку нечего. Иначе был бы у него 1 или 2 стимул, и эти два первых забирали его всего полностью. И он писал бы, потому что не может не писать. Первых двух стимулов у него нет, а тщеславие - есть. И он будет писать, и будет лезть из кожи, чтобы писательсво служило (!!!) не Богу, не искусству, а его тщеславию и самоутверждению. Бедняга не понимает, что слово его, даже если и был у него дар, будет непременно мельчать, таять и испошляться, потому что ни Богу, ни истине, ни людям, ни самому искусству он, этот раб самого себя и собственного немереного честолюбия, и его слово служить уже не будут, - разве что появится мимикрия служения. Потому что как известно - нельзя служить двум господам: "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Лк. 16:13). Но мимикрию служения Богу и людям, и искусству он непременно сохранит. Тут великая тайна! Он ведь чувствует, ЧТО продается и ЧТО покупается, а что в итоге не нужно никому. Он будет прикрывать и мимикрировать свою пустоту внешним присутствием "божественного", и, якобы, "художественного", и якобы "трогательного", "проникновенного" - таковой сын мира сего быстро научится творить такие обманки, такие подделки и выдавать их за чистые монеты. "Вот, мол, я и Богу служу, я и искусство обожаю и чту, я и то, и се, я и современный продвинутый сам себе менеджер, - и все это чудненько, оказывается, может в человеке - без потерь! - совмещаться", - вот что он будет исповедовать. Неложно и тут сказано Христом о таких умельцах, что "Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде"(Лк.16:8). Худо, что таковой догадливый автор будет утверждать "на голубом глазу", что и в Бога он верует, и Богу служит своим даром, но вот только и сам не плошает, а то вдруг Бог-то и не досмотрит что-то,и не додаст ему в нужное время читателей, и столько, сколько ему сразу, теперь вот нужно, мест высоких не додаст, призов, побед... Откуда, мол, Богу знать, чего и сколько ему, догадливому, сегодня нужно? Такая жизнь: надо самому становиться "пробивалой", а то ведь, если не заполучить читателей и мест, иных стимулов писать у такого автора и не найдется. А наивный читатель рад обманываться: дескать, таковой про Бога что-то говорил, про молитву упомянул... И вот уже этот обратный результат налицо, и он страшен. Ему название - СОБЛАЗН, в то время как чистые бескорыстные намерения и цели требуют чистых средств их достижения. Но читатель, убаюканный и отлично упакованный и обработанный, даже и не подозревает, что и он превратился в трамплин, что и его самого на ступенечки подстелили в виде коврика... И начинает такой автор действовать: пути и методы давно прописаны - Молчалин, Глумов, Жюльен Сорель и так далее... Однако русские писатели иначе относились к слову и к творчеству.
Бывают тягостные ночи: К чему толпы неблагодарной © Copyright: Екатерина Домбровская, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|