Жан-Клод Ларше Старец Сергий

Екатерина Домбровская: литературный дневник

БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ


Заповеди являются основой духовной жизни, которая состоит в борьбе с собственными страстями и в жизни по добродетелям. Это длительный труд, который предстоит человеку на протяжении всей его жизни.
Страсти являются частью нашего падшего состояния и составляют в нас «ветхого человека». Если мы пребываем во грехе или привыкаем ко греху, то мы становимся неспособны замечать в себе страсти, так как они кажутся нам нормальными, будучи в наших глазах просто чертами характера, присущими всем людям. Тем не менее страсти являются ненормальным состоянием, дурными привычками, наслоившимися поверх нашей истинной природы, которым не должно быть места в «новом человеке», каким мы призваны стать во Христе.


Тот, кто считает себя уже лишенным страстей, и понуждается (только святым удается после длительных подвигов очиститься от страстей). Тот, кто думает, будто бы он бесстрастен, просто не осознает своего состояния, так как не ведет к духовной Жизни, которая позволила бы ему заметить свои страсти. Как только мы начинаем пытаться жить в Боге, страсти обнаруживаются в нас в виде искушений. Бесы, искушающие нас, как правило, опираются именно на страсти.


Борьба со страстями имеет первостепенное значение в духовной жизни и должна происходить постоянно. Даже когда христианин очищается от страстей (что бывает нечасто), ему приходится бороться с помыслами, которые бесы не перестают внушать людям, чтобы развить в них страсти, если они есть, или чтобы возродить их, если они истреблены. Следовательно, человеку должно быть известно, что ему придется бороться до последнего вздоха. «Целью борьбы, – говорил старец Сергий, – не является освобождение от необходимости бороться. Борьба будет продолжаться всегда. Просто чем дольше мы боремся, тем больше у нас шансов выйти победителями».


Борьба не должна прекращаться. Ни одного дня не должно проходить без того, чтобы не пытаться одержать победу над страстными помыслами, поступками или состояниями.
Если первой заповедью Христа является любовь к Богу, а второй – любовь к ближнему, как к самому себе, то основными страстями являются те, которые противоположны этим заповедям и приводят к таким состояниям, устремлениям и намерениям, которые отвращают нас от любви к Богу и к ближнему, а также от истинной любви к самим себе. Эта мысль проходит красной нитью через все учение старца Сергия о страстях и является в нем связующим началом.


ГОРДОСТЬ

По словам старца Сергия, главной, самой тяжкой страстью, наиболее устойчивой, которая требует самой длительной борьбы, которой более всего следует остерегаться, является гордость, противоположная не только той любви, которую мы должны испытывать к Богу, к ближнему и к самим себе (в положительном смысле), но и второй после любви христианской добродетели – смирению.
Старец напоминал о том, что именно по причине гордости пали ангелы и из-за нее первый человек стал причиной грехопадения всего человечества. Он часто говорил, что гордость – это наш первый враг, и что все наши несчастья происходят из-за нее.


Гордость является источником всех духовных болезней – иначе говоря, всех остальных страстей, а также почти всех душевных расстройств.


ЭГОИЗМ


С гордостью напрямую связан эгоизм (у святых отцов он называется самолюбием), который является дурной любовью к самому себе; он отдаляет человека и от любви к Богу, и от любви к ближнему, и от истинной любви к самому себе.


Эгоизм заставляет нас все «тянуть на себя»: в частности, приписывать себе самим заслугу наших добрых поступков и добродетелей. Вот почему он является опасностью, таящейся в самом средоточии духовной жизни. Старец Сергий учил так противостоять этой склонности: когда мы получаем какой-то плод в нашей духовной жизни, стараться обогащаться этим в Бога, а не в самих себя и стараться избегать самодовольства, которое является явной приметой эгоизма.


Еще одна форма проявления эгоизма – это отсутствие (или недостаток) любви по отношению к Богу и к ближнему, что в отношении ближнего проявляется в таких наиболее тяжких формах, как нечуткость и равнодушие. Это отсутствие, или недостаточность, является не действием, а отсутствием действия, и, несмотря на это, должно считаться грехом, который происходит от страсти (от эгоизма), в чем мы и должны каяться. «Нужно, – учил старец, – каяться в том, что мы недостаточно любим людей и в недостаточной мере чутки к несчастьям других».


Помимо покаяния, лучшим средством борьбы с этой страстью является молитва, которая способствует развитию в нас любви к Богу и к ближнему и, вместе с тем, если говорить об отношениях с людьми, помогает нам понять положение ближнего, его трудности, его нужды, делает нас чувствительными ко всему этому и вразумляет нас, как лучше ему помочь.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...





Другие статьи в литературном дневнике: