Можно ли отвечать злом на зло?

Екатерина Домбровская: литературный дневник

О противлении злу насилием.


Очень часто встречающийся вопрос, чаще, чем хотелось бы. Даже удивительно, как лукавый смог нас настолько запутать:


Батюшка, мой сосед по парте надо мной смеется, щиплется прямо на уроке. Говорит: «Петров наломал дров», и разные другие дразнилки.
А ты от него пересядь. Но с большой любовью.
Батюшка, вот я пересел, а он все равно на переменах дразнится.
А ты ему ответь твердо, резко, можно даже грубо. Но с большой любовью.
Батюшка, я ему ответил, а он опять. И дерется.
А ты размахнись и как следует дай! Но... с большой любовью.


Шутки шутками, но насколько все просто. Злом на зло отвечать конечно нельзя. Но оказывать сопротивление злу силой можно и нужно. А в случаях, когда имеется третья сторона, страдающая от зла, то есть жертва, воспротивиться злу, используя насилие - наша прямая обязанность. Таким образом мы делаем добро: ведь критерий добра лежит вне нас (силой сдерживающих злодеев вплоть до физического убийства), вне злодея, и даже вне его жерты. Критерий добра - в Боге. Что согласуется с волей Божьей, то и добро.
Не надо бояться ошибиться и не следует запугивать себя тонкими рассуждениями, вроде "что для одного добро - то для другого зло". Мы делаем наше добро не для "одного" или для "другого", а для Бога, и поэтому обязаны его делать здесь и сейчас, даже если нам не хочется.
Не бойся запутаться, бойся, что не хватит смелости, когда наступит пора действовать.
А Господь со Своей стороны никогда не поставит нам задачу, которая превышает наше разумение: не искушает нас Бог, но мы искушаемся сами - как в случае с этим "вопросом". Понятно, что людям с разным духовным опытом будут ставиться разные задачи. Духовным младенцам или юношам - попроще, духовно зрелым мужам - посложнее. И об этом есть глубокая стихотворная притча.


Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.
Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!
Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
И прегрешенья отмаливать
К гробу Господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.
Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.
Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек: «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!
Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».
Смерил отшельник страшилище:
Дуб – три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,
Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут – продвигается
Медленно дело вперед.
Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!
В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,
Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.
Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.
Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо; скатилося
С инока бремя грехов!...
Слава Творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!


http://www.missionary.su/theology/12.htm



Другие статьи в литературном дневнике: