Берегитесь, ибо предадут вас...

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Продолжение публикаций Библейских комментариев отцов Церкви
и других авторов I – VIII веков (выпуск 2)


Евангелие от Матфея:
"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий" (Мф.10:16-23)



ПРЕДАСТ БРАТ БРАТА НА СМЕРТЬ, И ОТЕЦ - СЫНА,И ВОССТАНУТ ДЕТИ НА РОДИТЕЛЕЙ
Это слово Господа полностью относится к иудеям и еретикам: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына, и восстанут дети на родителей, то есть члены одной семьи станут врагами, потому что Господь говорит, что те люди, которые некогда назывались родителями и родственниками, теперь разделены лютой ненавистью, а также что христиан предадут земным судьям и царям, которые будут пытаться либо заставить нас молчать, либо стать их сообщниками.
Мы же должны быть свидетелями этим людям и язычникам, и благодаря этому свидетельству гонители будут лишены оправдания тем, что будто бы не знали о Боге, а язычникам откроется путь веры в Христа через свидетельство непоколебимых исповедников, мучимых жестокими истязателями.
ИЛарий Пиктавийский.


БЕРЕГИТЕСЬ, ИБО ПРЕДАДУТ ВАС
Так Он сказал: «Берегитесь людей как некоего страшнейшего зла и пуще всего – злых». Ибо, если бы Он говорил не как обвиняющий людей, Ему достаточно было сказать: «Берегитесь, ибо предадут вас». А тут Он добавил: Берегитесь людей, желая тем показать, что из всех зол человек есть наихудшее зло. Ведь если ты сравнишь человека с дикими зверями, то увидишь, что он – хуже. Ибо зверь, хотя и свиреп, но лишен разума, поэтому его жестокость иная, нежели человеческая. Человек же, поскольку и жесток, и обладает разумом, то его жестокости избежать нелегко.


Если сравнишь человека со змеей, то увидишь, что он – хуже, ибо змея, хотя и имеет злоумышление, боится человека. Так, она, если может, кусает исподтишка, если же не может, то убегает. Человек же имеет змеиное злоумышление, а страха, как змея, не имеет. Поэтому пока не предоставляется случай, он таится, как змея; но в удобный момент набрасывается, как зверь. К тому же змея, если ее разозлить, разъяряется, но если не злить, то она тихо проползет мимо. Человек же и без раздражения ярится, и особенно на тех, кто его не трогал. И чтобы сказать кратко, у всякого зверя есть одно и ему лишь свойственное зло, человек же имеет в себе все зло.
Анонимный комментарий.


ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА
Претерпевший же до конца спасется. Ибо многие начинают, но немногие заканчивают. Всегда сначала – любовь, а в конце – испытание. И никто не может претерпеть до конца за Бога, кроме тех только, кто ради Бога стал Божиим.
Ибо все, что делается ради плоти, есть плотское, поскольку и сама плоть временна; но то, что делается ради Бога, то – вечно, как вечен и Сам Бог.


Добрый исход есть сердце благой веры, ибо славно не начать какое-либо доброе дело, а закончить. Ибо начинание часто исходит от желания плоти, а завершение есть сила души.


Ведь часто доброе дело побуждается плотской страстью, но без милости Божией оно не завершится. Если же ты обратишься к Богу, будешь Ему служить и вершить дела справедливости, то никогда не вспоминай об уже сделанном тобою, а помышляй о завершении. Ибо размышление о прошлых благих делах производит хвастовство, а размышление об завершении – страх, ибо: Претерпевший до конца спасется. Анонимный комментарий.


ИЗ ОДНОГО ГОРОДА В ДРУГОЙ
повелевает ученикам бежать из одного города в другой, а из того в следующий. И Он говорит это, не робости научая их, но тому, чтобы они не подвергали себя легкомысленно опасности, не умирали и НЕ НАНОСИЛИ УЩЕРБА ТЕМ, КОМУ НАДЛЕЖАЛО ПОЛУЧИТЬ ПОЛЬЗУ ОТ ПРОПОВЕДИ.
Кирилл Александрийский.


УЧЕНИК НЕ ВЫШЕ УЧИТЕЛЯ
Действительно, ученик не выше своего учителя по природе. Ведь никогда не превзойдет того, что по природе, тот, кто уподобляется этому по положению; но уподобление – самый крайний его предел. Поэтому Он и говорит, что Наставник – один (Мф. 23:10), называя Себя Наставником. Ведь учителя среди людей – скорее образ, чем истина, так как каждый передает то, что прежде получил. И поэтому преуспеет больше тот, кто сблизится с дарованным благом.
Феодор Мопсуестийский.


ВАС НАЗЫВАЮТ ШАРЛАТАНАМИ И ОБМАНЩИКАМИ
Эти слова означают: «Достаточное утешение для вас и то, что Я, ваш Учитель и Владыка, подвергаюсь одному с вами поношению. Если же вы, слыша это, все еще скорбите, то имейте в виду и то, что спустя некоторое время вы освободитесь от презрения. И почему вы скорбите? Потому что вас называют шарлатанами и обманщиками? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время открывает все сокровенное, оно изобличит клевету врагов и явит вашу добродетель. Ибо если вы своими делами окажетесь спасителями и благодетелями и покажете всякую добродетель, то люди не станут внимать их словам, а будут смотреть на истину дел.


Тогда все увидят клеветников, лжецов и злодеев, а вы воссияете светлее солнца, потому что время впоследствии откроет и возвестит, кто вы таковы, испустит глас громче трубного и сделает всех свидетелями вашей добродетели. Итак, пусть не приводят вас в уныние Мои нынешние слова, но воодушевят вас надеждой будущих благ. Ибо невозможно, чтобы дела ваши остались втайне».
Иоанн Златоуст.




Другие статьи в литературном дневнике: