Тайна дара.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Из Иоанна (Шаховского), архиепископа Сан-Францисского


В ветхой философии не существует проблемы силы слова. Это очень важная проблема церковной гносеологии.


Кратко она может выразиться в следующем: гордый и неверующий скептик-генерал, мимоходом, из любопытства, переступает порог келии старца Серафима Саровского. Какие слова говорятся в келии — никто не знает, но — через очень короткий промежуток времени все видят выходящего из келии, слезно и покаянно рыдающего генерала... Что было сказано — вопрос менее важный, чем — как? Как рассекло генерала слово старца?...


Вот это рассечение, вот эта сила и есть то, чего нет в ветхой философии, «как науке».


Тайна дара ... Понятие о даре очень распространено в мире, но прилагается сообразно всей философии ветхого мира лишь ко внешней смертной сущности человека: дар слова — красота слова, уменье речи... (по «этой» оценке у Моисея не было дара слова, он гугнив был). Не таково харизматическое понятие о даре, это понятие уже не от мира, — но от Отца (по нему Моисей был, конечно, величайшим обладателем словесного дара).


Дар есть сила Благодати в Домостроительстве спасения. Дар есть власть. Образ этой власти показан в Откровении: из Уст исходит меч.


Познание Истины есть низведение дара Божьего в мир.


«... Он учил, как власть имеющий, а не как книжники...» «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, а не философов и мудрецов... Огонь, огонь, огонь…» носит Паскаль на клочке бумаги у своего сердца.


Всякий философ, писатель, не имеющий Христовой Благодати — дара Духа тайного — учит, пишет именно как «книжник», а не как «власть имеющий». Не обновляется жизнь ни от звездного неба, ни от нравственного закона в человеке, если это небо и этот закон указаны безвластным перстом Канта.


Море воды может образовать озеро и тысячи прудов, но оно никогда не создаст и малейшей искры. Слово мира сего так же подобно воде, как слово Благодати — огню. Ни то, ни другое не зависит, конечно, ни от учености, ни от невежества, ни от старости, ни от младости. Огонь — Дух дышит, где хочет.... и незнание законов прихода Духа сопутствует всякому рождению от Него. Все, что создает вечный град Божий, созидает Духом и властью, все это огнеобразно и безвидно, — не заключено ни в какой определенной условленной ни формуле, ни форме. «Где Дух Господень, там Свобода».


Творческий Дух, кровь Церкви бежит по всему Ее организму и оживляет омертвевшее, напаяет живущее, проходя мимо окаменелого и отсеченного. Душа, не приявшая Духа, не имеет власти даже жить, не только распространять свою жизнь, раздавать то, чего нет.



Другие статьи в литературном дневнике: