Покров Богородицы. История праздника

Астахова Светлана: литературный дневник

***
В канун праздника пекли караваи и блины и угощали пришедших родственников, друзей семьи.
Перед трапезой на Руси и сейчас читают молитву Богородице, Акафист.
О традиции празднования и истории. В один клик.
https://tass.ru/obschestvo/9701653


Библиотека литературы Древней Руси / Том 12 / Из Великих Миней Четьих митрополита Макария / Сказание на Покров Святой Богородицы
"1 октября ( по старому стилю) Празднуем Покров Святой Богородицы..."
Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — великий, но не двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 1 октября. По проложному сказанию праздник установлен, как считали исследователи, императором Львом VI Философом или Премудрым (866—912) в память события, бывшего в первой половине X в., — видения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию Богоматери во Влахернском храме в Константинополе во время войны с сарацинами, когда городу угрожала опасность. Согласно же Житию Андрея Юродивого, событие произошло в конце жизни святого (ум. около 936 г.): св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой покров над христианами. Мнение, поддерживаемое многими современными исследователями-медиевистами о том, что праздник Покрова Богородицы — русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы, остается до сих пор гипотезой. Так, по мнению Н. Н. Воронина, храм Покрова на Нерли (1158—1165) был посвящен новому празднику — Покрова Богородицы, установленному властью владимирского князя (Андрея Боголюбского) и епископа без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям». (См.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 1. XII столетие. М., 1961. С. 266). Праздник Покрова, действительно, был известен только по русским месяцесловам, по каким-то неизвестным причинам не имевшийся или исчезнувший в византийской традиции (см.: Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi // Annalecta Bollandiana. 1971. Vol. 89. P. 149—154), он появляется в других православных церквах под русским влиянием. По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в ХІІ в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII—XIV вв., иконы — с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52—63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы — важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты».


В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснод;вы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснод;в;и Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия».


Второй издаваемый текст принадлежит перу известного писателя-агиографа Пахомия Серба (Логофета, умер после 1484 г.), пришедшего с Афона на Русь, в Новгород, при архиепископе Евфимии II (1429—1458) и написавшего ряд житий, похвальных слов, служб и сказаний. (Под 1 октября помещено также его Житие Саввы Вишерского). Один из списков слова на Покров имеет приписку «Сие благодарное гранессловие Покрову написася повел;нием и благословением преосвященънаго архиепископа Великаго Новаграда и Пъскова владыкы Ионы рукою гр;шнаго ермонаха Пах. (так!), иже от Святия горы сербна» (РНБ, собр. Кирилло-Белозерской библиотеки, №1258). Похвальное слово на Покров было написано Пахомием Логофетом, вероятно, в Новгороде, во время его второго пребывания там (1459/1460—1461/1462), хотя оно и не значится в перечне трудов ритора в «Воспоминании» об архиепископе Ионе. Списки слова показывают, что текст имеет по крайней мере две редакции. Одна из них, более краткая, помещена в Великих Минеях Четьих митрополита Макария. Вторая редакция, читаемая в ряде рукописей, представляет собой небольшую стилистическую переделку некоторых фрагментов слова. Остается неизвестным, принадлежит ли эта правка самому автору или она выполнена другим книжником. Основой и источником для похвального слова на Покров Пахомия Логофета послужило проложное сказание о видении св. Андрея и Епифания. (См.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 126—129).


Мы публикуем тексты по октябрьскому тому Софийского списка Великих Миней Четьих — РНБ, Софийское собр., № 1318, лл. 9—9 об., 13—14.


© 2006-2022 Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
Метки#Покровбогородицы#престольныйцерковныйпраздник#ХрамыБогородицы#Россия
#МИРНАЯЖИЗНЬ#ПравославиенаРУСИ
***
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
***
В городах России, больших и малых есть храмы Богородицы. Поэтому праздник Покрова Богородицы считается в них Престольным и отмечается особыми праздничными литургиями.
Богородица, Благословенна Ты в жёнах, и благословен Плод Чрева Твоего!
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя!
Слава тебе, Господи!
***
А реальная жизнь пусть не омрачает наших светлых помыслов и праздничного настроя!
Новости.
О военных действиях в/ на Украине.
Признание генерала США: "Мы заплатили всего 66 миллиардов, чтобы украинцы умирали за интересы США на войне с Россией"


https://t.me/iikhu/14663


Генерал Джек Кин в эфире телеканала "Fox News" честно признался: "Всего за 66 миллиардов долларов мы получили воюющую с Россией Украину". Старый вояка заявил, что "инвестиции в Украину сегодня очень выгодны, так как за относительно небольшие деньги в интересах США на войне с Россией умирают не американцы, а украинцы". Джек Кин хорошо обозначает цель Америки: "Вашингтон смог сделать главное, создать на границах России серьёзного для Москвы соперника, который должен будет мешать российскому руководству проводить политику влияния в Восточной Европе, особенно в странах бывшего СССР". Вот такие откровения…


https://t.me/iikhu/14663
***
НУ ВОТ ТЕПЕРЬ С ЭТИМ И ЖИВИТЕ ВСЕ, КТО ОБВИНЯЕТ В АГРЕССИИ РУССКИЙ МИР!
Метки: #СШААГРЕССОР#РОССИЯМИРОТВОРЕЦ#СВО#РосгвардияРФ#СШАПОДСТАВИЛИУКРАИНУ



Другие статьи в литературном дневнике: