Основные особенности современной литературы
Для русскоязычных авторов.
Современная русская литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX – начала XXI века.
Новейшая литература следует классическим традициям, есть тенденция, тем не менее, к стремлению авторов модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.
В СССР до момента Перестройки ( 1985 год и далее) общественного сознания и затем строя существовало два вида литературы: официальная; неофициальная . Литература СССР характеризуется отсутствием «массовой» литературы. Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей.
***
В СССР существовало два вида литературы:
официальная;
неофициальная .
Литература СССР характеризуется отсутствием «массовой» литературы.
Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей.***
***Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию. Массовая литература зарождается как явление в начале 1990-х годов. ***
Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию.***
Массовая литература зарождается как явление в начале 1990-х годов.
Жанры массовой литературы: детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис Акунин); боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко); «розовый роман» ; триллер. фантастика (Сергей Лукьяненко). Характерной чертой массовой литературы является зависимость от телесериалов.
Жанры массовой литературы:
детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис Акунин);
боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко);
«розовый роман» ;
триллер.
фантастика (Сергей Лукьяненко).
Характерной чертой массовой литературы является зависимость от телесериалов.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года: «гламурная» литература (Оксана Робски); «антигламурная» литература (Сергей Минаев); романы-«расследования» (Юлия Латынина) подражание супербестселлерам.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:
«гламурная» литература (Оксана Робски);
«антигламурная» литература (Сергей Минаев);
романы-«расследования» (Юлия Латынина)
подражание супербестселлерам.
«Постсоветская» литература. Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России.
«Постсоветская» литература.
Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России.***
Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих. В нее входят: Массовая литература ; Литература высокой словесности , в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от А. Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др. Направления: реализм постмодернисты-концептуалисты разных поколений; соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся); необарокко.
Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих.
В нее входят:
Массовая литература ;
Литература высокой словесности , в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от А. Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др.
Направления:
--реализм
--постмодернисты-концептуалисты разных поколений;
--соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся);
--необарокко.
3. Беллетристика (это старинное название всей художественной литературы. В наши дни этим словом обозначают легкую и занимательную художественную прозу, а также — в уничижительном значении — сочинения-однодневки, чтиво), самой яркой и довольно успешной представительницей которой стала автор Людмила Улицкая.
***
Основные направления в современной российской литературе.
Современный литературный процесс характеризуется следующими особенностями: организуются различные литературные премии, помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям. активность книгоиздания – теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа – в журнале, что образует здоровую конкуренцию. литературные ярмарки , встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать.
-- Появился литературный интернет( в том числе и сетература соцсетей) – растет количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и читатель, и писатель, и критик.
***
Основные направления в современной российской литературе.
Современный литературный процесс характеризуется следующими особенностями:
литературные премии , помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям.
активность книгоиздания – теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа – в журнале, что образует здоровую конкуренцию.
литературные ярмарки , встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать.
литературный интернет – растет количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и читатель, и писатель, и критик.
***
Основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2000-х годов. Основные направления развития литературы: постмодернизм; реализм (во всех его разновидностях); модернизм неосентиментализм.
Основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2000-х годов.
Основные направления развития литературы:
постмодернизм;
реализм (во всех его разновидностях);
модернизм
неосентиментализм.
Закономерности современного литературного процесса: Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу.
Усиливается тенденции к стиранию границ: между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе; между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой); между литературными жанрами («женский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия» Хольма Ван Зайчика и др.); между литературой и внелитературной действительностью; стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
Закономерности современного литературного процесса:
Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу.
Усиливается тенденции к стиранию границ:
между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе;
между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой);
между литературными жанрами («женский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия» Хольма Ван Зайчика и др.);
между литературой и внелитературной действительностью;
стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений.
Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений.
Для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на две разновидности: «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов»; «постмодернизм как манера письма». Т. е. «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001).
Для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на две разновидности:
«постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов»;
«постмодернизм как манера письма».
Т. е. «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001).
Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).
Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом:
мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом.
Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).
Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века. Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том,что
вертикаль в системе ценностей не разрушена:
сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное».
Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически неустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.
Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века.
***
Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное».
Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически неустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.***
***
Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях: Неокритический реализм . Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Онтологический, или метафизический реализм , расцвет которого пришелся на 70-е годы XX века. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем. Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» : весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.
Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях:
Неокритический реализм . Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения.
Онтологический, или метафизический реализм , расцвет которого пришелся на 70-е годы XX века.
Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем.
Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» : весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.
Постреализм – художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. Постреализм/новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма, они существуют синхронно, используя возможности друг друга.
Постреализм – художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни.
В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.
В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира.
Постреализм/новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма, они существуют синхронно, используя возможности друг друга.
Особенности постреализма: Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций. Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистоля .
Особенности постреализма:
Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций.
Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистоля .
Неосентиментализм -- литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов. Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма.
Неосентиментализм -- литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.
Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма.
В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.
В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века.
Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе.
В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.
По материалам лекций Мартыновой Е.А.
Пока эта статья редактируется.
**"
Дорогие читатели , текст каким-то странным образом повторился в каждом смысловом абзаце дважды.
Я решила так и оставить, потому что читая дважды, вникаешь в суть вопроса гораздо лучше и больше остаётся в памяти, это особенно важно для начинающих авторов, которые хотят сочинять профессионально, согласно канонам литературного мастерства, жанрам и направлениям.
Другие статьи в литературном дневнике: