Андрей Тавров* В самом деле - состоит ли поэзия из слов. Пока мы знакомимся с текстом, она, действительно состоит из слов. Но что происходит потом? - Текст перестает быть текстом и превращается не в сумму слов, а в некую целостную смысловую единицу, как, например, несколько глотков чая - в его послевкусие, нерасчленяемое больше на глотки с их вкусовыми особенностями. Т.е. текст в результате восприятия превращается в некоторое энерго-информационное поле со своим собственным центром - тишиной, бессловесностью, безмолвием, и это образование (форму) текстом назвать язык не повернется. Вот почему я советую читать японские стихи в русском переводе так, чтобы слова одной строчки стихотворения образовывали целостную смысловую единицу, не расчленяемую, не дробимую на слова. И так все пять строчек стихотворения-танка подряд, превращая их в пять смысловых единиц или больших слов, равных по простой сумме излучений (эмоциональных, смысловых, обонятельных, пластических , ритмических и т.д.) одной строке. А дальше все пять новых простых значений надо также совместить в одну простую единицу, мета-стихотворение, не имеющее протяженности, раздробленности, множественности - вот это и будет настоящая танка, для которой слова были лишь средством переправить читателя-сотворца на берег бессловесного откровения. Да, именно, поэзия, преодолевшая "текст", обладает словами, в которых ценится отсутствие слов, как и было сказано в богословской поэме Лао Цзы. © Copyright: Николай Сыромятников, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|