Корм для перфекционизма

Гуйван Богдан: литературный дневник

Как бы это не парадоксально звучало, эта неделя тоже была удачной. Я дополнил «Мир Больного Пацифиста» еще пятью статьями, а их детализация, качество и объем только возросли. Но, несмотря на успехи, я не расслаблюсь, чтобы всегда быть готовым к проблемам сродни тем, что застопорили мою работу в марте. У меня уже спрятаны про запас несколько методов выхода из подобных ситуаций, исключающих возможность бездельничать несколько месяцев к ряду. Над сюжетом я тоже размышлял. В связи с этим стоит слегка отойти от темы.


Раньше я начинал работу над повестью с того, что представлял себе, о чем она будет, и чем может закончиться. В частности, финальную сцену я всегда продумывал одной из первых. Но за «Больного Пацифиста» я сел с мыслью сделать космооперу, и вместо того, чтобы вначале определиться с задумкой, начал с остервенением прорабатывать мир. Почему именно космооперу? Просто более-менее оригинальная вселенная «Зенита» за год творческого ада успела мне конкретно осточертеть, вызвав желание сделать «каноничнее да попроще».


Вдохновленный «Star Trek», «Mass Effect» и абстрагировавшись от сюжета и персонажей, на протяжении целой первой недели я пилил только Вселенную. Посреди второй недели, окончательно определившись с устройством космических кораблей, я понял, что прежде, чем добавлять кучу рас и продумывать десятилетия истории, сначала лучше уяснить, о чем я буду рассказывать, и что из всего этого мне может пригодиться. Иначе, чтобы задействовать весь этот зоопарк в одной повести, придется совсем уж нагло менять скорость света, а она далеко не резиновая.


Из-за ограниченности сроков нечего было и думать, о том, чтобы целый год лениво размышлять о сюжете, продумывать невостребованные детали и героев, четыре раза начинать произведение и десятками уничтожать написанные страницы, как я это делал с «Зенитом». Поэтому, занявшись «концептуальной работой» над сюжетом я быстренько соединил идеи «совершенно нового произведения», над которой успел поразмыслить в начале прошлого месяца, с задумкой неопубликованного рассказа двухлетней выдержки. Задумка вышла не самая банальная, и, чтобы на следующий же день не забыть некоторые далеко не очевидные логические связки, я всё записал, гордо окрестив результат этих трудов «Фабулой предыстории “Больного пацифиста”», где определил конфликт, структуру сюжета и, конечно же, концовку.


На неделе я вновь размышлял о том, почему у меня время от времени беспричинно обостряется чувство ущербности написанного, в особо трудных случаях вынуждающее уничтожать текст, и пришел к интересному выводу. Я уже очень долго не доводил до конца ни одного произведения, и считаю, что это вызвало потерю ощущения реального уровня творческих способностей. То есть, когда я делал что-то новое, то сравнивал его не с «Ложью», которая до сих пор остается лучшим моим произведением, а с неким недосягаемым идеалом. Также я начал переосмысливать приоритеты, смещая акценты с детализации мира и стремления к конструированию неповторимых сюжетов к значению авторского языка, диалогов и описаний. Короче, увлеченность околотекстовыми примочками переходит в увлеченность текстом. Жаль, проиллюстрировать нечем. Потому что не пишу ничего.


На этой неделе я прочел повесть Станислава Лема «Непобедимый», которая была написана сразу после «Соляриса». Я бы назвал его «Солярисом для мужиков». В этом произведении разрабатывается та же тема, что и предшествующем, а именно тема контакта с внеземным разумом в форме непоймичего. И, если в «Солярисе» непоймичто остается непоймичем до самых последних страниц, что в «Непобедимом» некоторые тайны непоймичего все-таки раскрываются. Духовные испытания заменены реальными, а сентиментализма, который так бесил в «Солярисе», почти не стало. Хотя, наверное, именно сентиментализмом «Солярис» так понравился этим утонченным литературоведам в шарфиках и хипстерских очках.


По сюжету, крейсер второго класса «Непобедимый» прилетает на планету Регис III со спасательной миссией… Да, сорок лет назад это еще не было унылым штампом… На Регисе экипаж сталкивается с агрессивным непоймичем и, пободавшись с ним с помощью всяких лазеров и антиматериальных излучателей, еле уносит ноги. Эта повесть – просто идеальный сплав остросюжетного чтива и тру НФ, оставляющий в тени даже «Малыша» Стругацких. И, в отличие, от «Фиаско», здесь Лем еще чувствует меру в описаниях и объяснениях. В целом, «Непобедимый» - лучшее, что я читал за последние месяцы.


Статьи написаны, «Фабула предыстории» стала промежуточным результатом в концептуальной работе над сюжетом, да и сегодняшняя новость стала меньше похожа на сборник рецензий, так что цели недели можно считать достигнутыми. К следующей субботе я планирую:


1. Доделать фабулу и начать работу над описанием сюжета.


2. Создать три новые статьи в «Мире Больного Пацифиста».


Пятая флотилия. Отбой.



Другие статьи в литературном дневнике: