Человек -амфибия из нашего двора

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Сине - сизым , ярко выделяющимся на фоне забора тарного завода прямоугольником афиша привлекала внимание, заставляя всех, кто направлялся в хлебный или набирал воду из колонки, подходить и разглядывать изображённых на ней персонажей. Покрытого чешуёй гибкого Ихтиандра в имитирующих глаза земноводного выпученных очках. Подобные рыбьему хвосту ласты. Лягушачьи перепонки между растопыренными пальцами рук. Из верхнего угла афиши на человека-амфибию смотрела синими-пресиними глазищами девушка с распущенными по плечам волосами...
В тот же вечер зал поселкового кинотеатра "Приморский" был забит до отказа -и виденные на афише образы ожили на экране. Выклянчив у взрослых десять копеек с гербом СССР на обороте, малышня ломилась на утренний сеанс. Кто постарше - заполняли зал днём. Вечером над несчастной любовью человека с акульими жабрами вместо лёгких и дочери задолжавшего папаши с пиратской физиономией лили слёзы мамаши...Они вскрикивали в темноте, когда водолазы хватали Ихтиандра,и хватались за подлокотники стульев, когда он кричал , пуская пузыри и к нему на помощь спешил ,но не поспевал Дельфин. Они урёвывались, когда , нахлебавшийся ржавой воды в тюрьме, во время сидения в бочке, Ихтиандр , был вынужден расстаться с своей возлюбленной навеки, чтобы уйти жить в океан...
Мало ли фильмов с итальянскими и индийскими актёрами, душещипательных мелодрам крутили в те годы в ДК "Приморском" , возвышавшимся на насыпном холме среди бараков гидростроителей этаким афинским белоколонным храмом ! Но дело в том , что сюжет этого кино каким-то причудливым образом повторился в судьбе Серёги Малька. И хотя ему, конечно , не вживил жабры молодой акулы утопист-маринист доктор Сальватор, но именно в воде а не на суше он с измальства ощущал себя -в родной стихии.



...Как только на Оби прогревалась вода, "гэсовская" шпана устраивала экстремальные шалости.Громоздящаяся над рекой махина ГЭС низвергала через шандоры водосбросов шумные "ниагары".Грохотало так, что плотина дрожала, словно её бил мелкий озноб неодолимого страха:вот- вот всё рухнет и наступит всемирный потоп.Падая вниз, стеклянисто -прозрачная масса разбивалась вдребезги, словно кто-то хватил, подвыпив, об пол драгоценность тех времён хрустальную вазу, которую доставали из серванта лишь по большим праздникам. В клубах мельчайшей водяной пыли играла солнечная радуга. Напор воды образовывал стремительное течение, в созвучие с песней "из-за острова на стрежень" называемое "стрежью". Водная масса бурлила,словно кипяток в котелке с рыбацкой ухой. Воронки, грозящие утащить неопытного пловца. Бурные нахлёсты способные так швырнуть и ударить о камень, что звёздочки - в глазах, а то и чего похуже. А уж громадными булыгами здесь берег с времён перекрытия реки был усеян, как пасть дракона зубищами.

Вот в эту то неуёмную кипень и ныряли "гэсовские" пацаны , завидев ли "глушонку" или для того, чтобы рыбалить на "дорожку". Оглоушенная лопастями турбины рыба бывала ещё только ошеломлена и вполне в силе. И когда ловец удачи, подплыв, норовил ухватить рыбину за жабры , она могла оказать активное сопротивление.Одному смельчаку громадный осётр треснул по лбу хвостом.Другого чуть не утащил на дно исполинских размеров налим. Но как -то так получалось, что того осетра настигал нож отчаянного борца с течением -и получалось что-то вроде сцены из фильма "Человек амфибия" , когда Ихтиандр распарывает живот акуле, а Гутиэре в обморочном состоянии опускается на дно. Понятно, что никакой Гутиэре в этом перепрочтении киношного сюжета не было. Зато с рыбнадзорской брандвахты наблюдал коварный Зуритта, готовый в любой момент составить протокол-и тогда привод в милицию обеспечен. Да и не такими дураками были охотники за хвостато-жаберными речными сокровищами, чтобы лезть на рожон. Ухватив успокоившуюся рыбину, рыбак в обнимку с нею отдавался течению, чтобы выплыть где-нибудь возле Огурцово, а там-лови его...
Но как правило Зуритте было не до колготяшейся на берегу пацанвы. И потому вытаскивающий остроносое чудовище на берег Маугли -нырял со своей добычей в прибрежные джунгли-и ищи свищи..
Впрочем в том, что Зуритта всегда был на чеку был и положительный момент. Случалось дежурный рыбнадзор выполнял роль спасателя -и на быстролётной дюральке доставлялна берез выбившегося из сил пловца. Но случалось, что спасаемый, отдышавшись, тут же сбегал, подобно пойманному и разрезавшему верёвочную сеть Ихтиандру.Плюх!- и поминай как звали.
В подобных ситуациях не раз бывал и Серёга Шурыгин по прозвищу Малёк. Так прозвали его пацаны -переростки , потому, что он был маленький и юркий. Косолопя,он быстро убегал от рыбнадзора, мгновенно вскарабкиваясь на косогор берега.



1.
Казалось бы, чего общего между "судаком" , "судом" и "ссудой"? А вот подишь ты! Для Серёги Малька эти три слова слились воедино, став чем-то вроде трёх крючков якорька на блесне. Такой якорёк, если случалось попасться на него рыбине, крепко держал её и снасть можно было вынуть, только распластав пасть речной хищницы так, что жабры наружу.




В день перечисления пенсии у банковской "стекляшки" людно. Ветераны



Другие статьи в литературном дневнике: