***Вон -хотя бы Свенельд -и тот всё ещё Одину с Тором молится...Верит, что после смерти будет пировать в Валгалле. А Рогвалд, Борислав, Родимир, Велибор, Бранко...Нет -не могу!" Ратибор... кривич Давило...вятич Ладомир Новый Перун Оседлав могучее бревно, словно спину боевого скакуна вытёсывает Родимир лик нового Перуна для капища на холме рядом с теремным дворцом.И стоять ему там, как повелел князь Владимир, созывая единоверцев во славу их властитля.Ещё до первых походив Святослава прослыв искусным резчиком, Родимир изукрашивал новгородские терема рыбохвостыми русалками, солоноворотами и крылатыми девами -гамаюнами на наличниках, мог он и охлупень в виде гривастой головы коня для навершия крыши вытесать,и крюк для стока в виде лебединой головы спроворить, и голову дракона для варяжского дракара, и игрушку для мальца, чтобы забавлялся отрок тем , как медведь с ковалем бьют молотами по наковаленке.
Поплевав на ладони взялись мы за свои боевые топоры. Память так память! Силён и ловок был , быстрый , как барс, Святослав,рубясь в сече,-не знал устали. Вот и мы взмахнули нашими секирами, освобождая ствол от веток. С хрустом вонзались топоры в отводы могутного ствола.Посыпалась наземь кора, полетела щепа на стороны. И как тут было не вспомнить, как брали мы Итиль-град, как перед тем от Семендера и Саркела оставили пни руин, как, засев в Доростоле, стояли против болгар и греков? И как именно тогда произнёс Святослав своё знаменитое -"мертвые сраму не имут". Ну а теперь -где храбрый воин? - пирует за богатырским столом в Валхалле с Тором , Одином и Перуном? ... - Ты знаешь, этот обрубок напоминает мне византийскую колонну во дворе детинца Саркела, - стирая пот со лба рукавом рубахи, задумчиво произнёс Борислав, глядя на освобождённый от ветвей ствол,- помнишь, мы ещё могли прятаться за ним от дождя отступающих наёмников -касогов и аланов, прикрывавших отход Иосифа... -Не бессмертным он оказался...А как ты думаешь, Гуня, где теперь наш доблестный князь? В Валгалле? Пирует с берсёрками? Ты же у варягов воспитывался-должон знать. С Одином и Тором за одним столом? Или с Перуном, тем полусгнившим, которому осталось стоять день-другой, а там спалят его , как чурку...И все други наши-где -за тем же столом пируют , аль в аду теперича , какой я видел в воздвигнутой Ольгой церкви? Снимаю я кору дубовую со ствола, размышляю над словами Борислава. В самом деле -где теперь Святослав, чье обезглавленное тедо лежит теперь под бугорком у Днепровских порогов, из чьего черепа , пользуясь им как кубком пьёт теперь печенежский хан Куря вино, следя за виляние бёдер гаремных наложниц? Может быть вознёсся на небеса в ладье, на носу которой любил стоять , подставляя лицо встречному ветру и брызгам волн. То , из чего матушка его , мстя древлянам за убийство мужа, сумела сделать насмешку над горе-сватами ,закопав их живьем в лодке, повторилось? Только сватов, мстящая Ольга сбросила в пропасть небытия, а сын её освободивший Русь от обязанности платить хазарам -кровопийцам по "белой девке с дыма" вознёсся на небеса и впрямь пирует за богатырским столом с Етунами или блаженствует в Ирии...Отдирал я от твёрдого ствола кору , будто кожу сдирал с дракона , а в висках пульсировало "Перун", "перо", "руны"...Бог -метатель молний , производитель небесных громов-будешь ли ты и как прежде столь силён, чтобы могли русы и далее одерживать победы, как Святослав? Будет ли так же верно разить врага стрела , оперённая и пером и одновременно твоим именем?И той же ли ма
И вот под бормотания волхвов
Основные события 60-х годов 10 века 964 — Поход к племени вятичей 965 — Поход против Хазарского Каганата, захват крепости Саркел 966 — Поход на вятичей и наложение на них дани. 967-968 — Первый дунайский поход Святослава в Болгарию — покорение 80 городов, в качестве ставки князя назначен город Переяславец 968 — Осада Киева Печенегами: Святослав возвращается в Киев для защиты столицы 968-969 — Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов, союзников Хазар. Разгром Итиля, столицы Хазарского каганата, разгром города Сермендер. Поход на ясов и касогов. 969 — Князь Святослав перед возвращением в Болгарию назначает своих сыновей управлять разными княжествами, а своей резиденцией назначает Переяславец. 969-970 — Возвращение Святослава в Болгарию: повторный штурм городов, при поддержке византийцев поднявших мятеж в отсутствии князя. Основные события 70-х годов 10 века 971 конец июля/август — Подписание мирного договора между Русью и Византией. 972 весна — Смерть Святослава Игоревича на днепровских порогах от рук печенегов Таковы основные события внешней и внутренней политики Киевской Руси за время правления Святослава Храброго. Для более подробного изучения советуем ознакомиться со следующими разделами: Внешняя политика Внутреняя политика Правление Источник: ИНФОРМА.РУС 971-договор с византией. 980-реформа Каковы бы ни были причины и обстоятельства смерти Святославовой, Ярополк остался старшим в роде княжеском и Свенельд при нем в большой силе. Для объяснения последующих явлений мы не должны упускать из виду возраста детей Святославовых: Ярополку было не более 11 лет, следовательно, при нем должен был находиться воспитатель, кто был этот воспитатель, в каком отношении был к нему Свенельд и как получил важное значение – об этом летописец ничего не знает. Мы не должны только забывать, что Ярополк был малолетен, следовательно, действовал под чужим влиянием. Единственным событием Ярополкова княжения, внесенным в летопись, была усобица между сыновьями Святослава. Мы знаем, что охота, после войны, была господствующею страстию средневековых варваров: везде князья предоставляли себе касательно охоты большие права, жестоко наказывая за их нарушение. Это служит достаточным объяснением происшествия, рассказанного нашим летописцем: сын Свенельда, именем Лют, выехал из Киева на охоту и, погнавшись за зверем, въехал в леса, принадлежавшие к волости Олега, князя древлянского; по случаю в это же время охотился здесь и сам Олег, он встретился с Лютом, спросил, кто это такой и, узнав, что имел дело с сыном Свенельдовым, убил его. Здесь, впрочем, несмотря на предложенное нами выше общее объяснение поступка Олегова, нас останавливает одна частность: Олег, говорит предание, осведомился – кто такой позволяет себе охотиться вместе с ним и, узнав, что это сын Свенельдов, убил его. Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тогда, когда узнает в нем сына Свенельдова? Если бы Олег простил Люту его дерзость, узнав, что он сын Свенельда – знаменитого боярина старшего брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но летописец говорит, что Олег убил Люта именно узнавши, что он сын Свенельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет! Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина, вроде Свенельда. Как бы то ни было, за это возникла ненависть между Ярополком и Олегом; Свенельд хотел отомстить Олегу за сына и потому не переставал твердить Ярополку: «Поди на брата и возьми волость его». Через два года, т. е. когда Ярополку было 16, а Олегу 15 лет, киевский князь пошел ратью на древлянского; последний вышел к нему навстречу с войском, и Ярополк победил Олега. Олег побежал в город, называемый Овруч; на мосту, перекинутом через ров к городским воротам, беглецы стеснились и сталкивали друг друга в ров, причем столкнули и Олега; людей попадало много, за ними попадали лошади, которые и передавили людей. Ярополк вошел в город Олега, взял на себя власть его и послал искать брата. Долго искали князя и не могли найти. Тогда один древлянин сказал: «Я видел, как вчера столкнули его с моста». Стали вытаскивать трупы изо рва с утра до полудни, наконец, нашли Олега под трупами, внесли в княжий дом и положили на ковре. Пришел Ярополк, начал над ним плакаться и сказал Свенельду: «Порадуйся теперь, твое желание исполнилось». Заключали ли в себе эти слова упрек или Ярополк хотел ими просто объявить старику, что желание его удовлетворено, хотя первое правдоподобнее по связи с плачем – во всяком случае предание признает, что дело совершено преимущественно под влиянием Свенельда, и очень естественно, что князь не действовал самостоятельно: ему было только 16 лет! Ярополк, как сказано выше, взял братнюю волость. Третий Святославич, Владимир, узнал в Новгороде, что Ярополк убил Олега, испугался братнего властолюбия и бежал за море, а Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал владеть один на Руси. Через три года Владимир возвратился с варягами в Новгород и прогнал оттуда Ярополковых посадников, приказав им сказать брату: «Владимир идет на тебя, приготовляйся к войне». Наступательное движение Владимира против Ярополка было необходимо: Владимир не мог надеяться, чтоб старший брат спокойно снес изгнание своих наместников из Новгорода; Владимиру нужно было предупредить его, тем более, что у него теперь были наемные варяги, а Ярополк не собрался с силами; варягов надобно было употребить в дело, отпустить их ни с чем было невыгодно и опасно, оставить их у себя в Новгороде было еще невыгоднее и опаснее; отпустивши их, дожидаться, пока Ярополк, собравши все силы юга, двинется против Новгорода, было безрассудно. Но прежде начатия борьбы обоим братьям было важно приобрести себе союзника во владетеле полоцком; в это время в Полоцке сидел какой-то Рогволод, пришедший из-за моря; каковы были отношения этого Рогволода к правнукам Рюрика, из летописи определить довольно трудно. Дочь этого Рогволода Рогнеда была сговорена за Ярополка. Владимир, чтоб склонить полоцкого державца на свою сторону, чтобы показать, что последний ничего не потеряет, если киевский князь будет низложен, послал и от себя свататься также за дочь Рогволодову. Летописец говорит, что Рогволод в таких затруднительных обстоятельствах отдал дело на решение дочери, и Рогнеда отвечала, что она не хочет выйти замуж за сына рабы, т. е. Владимира, но хочет за Ярополка. Когда отроки Владимира пересказали ему Рогнедин ответ, то он собрал большое войско из варягов, новгородцев, чуди и кривичей и пошел на Полоцк. Здесь мы видим опять не набег дружины, не одних варягов, но поход, в котором участвовали, как в походе Олега, все северные племена. В то время, когда Рогнеду готовились вести за Ярополка, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода с двумя сыновьями, и женился на Рогнеде. При этом случае в некоторых списках летописи находим известие, что виновником всех предприятий был Добрыня, дядя Владимиров, что он посылал сватать Рогнеду за Владимира; он после гордого отказа полоцкой княжны повел племянника и войско против Рогволода, позором отомстил Рогнеде за ее презрительный отзыв о матери Владимира, убил ее отца и братьев. В самом деле, странно было бы предположить, чтоб Владимир, будучи очень молод, по прямому указанию предания, мог действовать во всем самостоятельно при жизни Добрыни, своего воспитателя и благодетеля, потому что, как мы видели, он ему преимущественно был обязан новгородским княжением. Итак, говоря о действиях Владимира, историк должен предполагать Добрыню. О характере Добрыни мы имеем право заключать по некоторым указаниям летописи: видно, что это был старик умный, ловкий, решительный, но жесткий; на его жесткость указывает приведенное свидетельство о поступке с Рогнедою и отцом ее; сохранилось также известие об его жестоких, насильственных поступках с новгородцами при обращении их в христианство, следовательно, если замечается жестокость и насильственность в поступках молодого Владимира, то мы никак не можем приписывать это одному его характеру, не обращая внимания на влияние Добрыни. Что же касается до поступка Добрыни с Рогволодом и его дочерью, то он очень понятен: Рогнеда, отказывая Владимиру, как сыну рабы, оскорбила этим сколько его, столько же и Добрыню, которого сестра была именно эта раба, через нее он был дядя князю; словами Рогнеды была преимущественно опозорена связь, родство Владимира с Добрынею, и вот последний мстит за этот позор жестоким позором. О дальнейшей судьбе Рогнеды народная память сохранила следующее предание. Когда Владимир утвердился в Киеве, то набрал себе много других жен, а на Рогнеду не обращал внимания. Рогнеда не могла перенести такого поведения мужа, тем более что по самому происхождению своему имела право если не на исключительность, то по крайней мере на первенство. Однажды, когда Владимир пришел к ней и заснул, она хотела зарезать его ножом, но он вдруг проснулся и схватил ее за руку; тут она начала ему говорить: «Уж мне горько стало: отца моего ты убил и землю его полонил для меня, а теперь не любишь меня и младенца моего». В ответ Владимир велел ей одеться во все княжеское платье, как была она одета в день свадьбы своей, сесть на богатой постели и дожидаться его – он хотел прийти и убить жену. Рогнеда исполнила его волю, но дала обнаженный меч в руки сыну своему Изяславу и наказала ему: «Смотри, когда войдет отец, то ты выступи и скажи ему: разве ты думаешь, что ты здесь один?» Владимир, увидав сына и услышав его слова, сказал: «А кто ж тебя знал, что ты здесь?», бросил меч, велел позвать бояр и рассказал им все как было. Бояре отвечали ему: «Уж не убивай ее ради этого ребенка, но восстанови ее отчину и дай ей с сыном». Владимир построил город и дал им, назвав город Изяславлем. С тех пор, заключает предание, внуки Рогволодовы враждуют со внуками Ярославовыми. Из Полоцка Владимир двинулся с большим войском на Ярополка; тот не был в состоянии сопротивляться ему, и затворился в Киеве, а Владимир окопался на Дорогожичи, между Дорогожичем и Капичем. Это бессилие Ярополка легко объяснить: храбрая дружина ушла с Святославом в Болгарию, много ли возвратилось с Свенельдом? Ярополк мог и с малою дружиною одержать верх в сшибке с еще меньшею дружиною брата своего Олега, но ему нельзя было выйти с нею против войска Владимирова, которое летописец не один раз называет многочисленным, состоявшим из наемных варягов и северных племен. Притом известно, что народонаселение наших древних областей неохотно принимало участие в княжеских усобицах; далее, надобно заметить, что северное народонаселение – новгородцы, чудь и кривичи, которого ратники были под знаменами Владимира, сражалось за этого князя по тем же побуждениям, по каким после новгородцы с таким усердием отстаивали Ярослава против Святополка; Владимир был их князь, у них выросший; с его низложением они должны будут опять подчиниться посадникам Ярополка; но возвращение последних не могло быть выгодно для новгородцев, ибо трудно предположить, чтобы Владимир выгнал их без ведома и согласия последних, которые поэтому не могли быть в приязненных отношениях к киевскому князю; заметим еще и то, что северное народонаселение – новгородцы, чудь и кривичи – издавна было гораздо теснее соединено между собою, чем южное; мы видим эти племена действующими заодно при изгнании варягов, в призвании князей, следовательно, имеем право думать, что они относительно яснее понимали свои выгоды и дружнее могли отстаивать своего князя, чем племена южные, недавно только оружием князей приведенные в некоторую связь и зависимость от одной общей власти. Итак Ярополк, будучи не в состоянии биться с Владимиром в чистом поле, затворился в Киеве с людьми своими и с Блудом, воеводою. Этот Блуд является главным советником князя, главным действователем во время события; князь беспрекословно исполняет его внушения, что и понятно, если вспомним возраст Ярополка, если вспомним, что и при Владимире роль Блуда исполнял Добрыня. Следовательно, Владимиру или Добрыне нужно было иметь дело с Блудом, а не с Ярополком. И вот Блуд от имени новгородского князя получил предложение покинуть Ярополка, предать его младшему брату. Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не потеряет, что и при Владимире он будет иметь такое же значение, какое имел при Ярополке, т. е. значение наставника, отца при молодом князе; Владимир велел сказать ему: «Помоги мне; если я убью брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». В летописи помещены тут же слова Владимира, в которых он оправдывает поведение свое относительно брата: «Не я, говорит он, начал избивать братию, но он, я пришел на него, побоявшись такой же участи». Блуд велел отвечать Владимиру, что он будет всем сердцем помогать ему. Летописец старается сложить всю вину на Блуда. По его рассказу, Блуд стал обманывать Ярополка, беспрестанно ссылаясь с Владимиром, советуя ему приступать к городу, а сам придумывал, как бы убить Ярополка; но посредством граждан нельзя было убить его. Тогда Блуд замыслил погубить князя лестью: он не пускал его на вылазки из города и говорил: «Киевляне ссылаются с Владимиром, зовут его на приступ, обещаются предать тебя ему; побеги лучше за город». © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|