***
ЗА ХАРИУСОМ -НА КАТУНЬ
1. Уха
Набрать полные лёгкие кристального горного воздуха. Надышаться. Ощутить, как трепещет согнутое рыбиной удилище. Увидеть синеву отражённого в чешуе хариуса бездонного неба, обрамлённого снежными горными вершинами, как карбункул серебряным кольцом.Всего этого Николай Константиныч Ляпунов уже хватил сполна и теперь, сидя на стволе поваленного дерева ждал, когда "дойдёт" в котелке уха. В кипящей наваристой массе опускался на дно и поднимался на поверхность перец горошком. Потом по вем правилам надо было добавить лаврушки, укропа-и готово. Пока же можно было насладиться красотами алтайского ландшафта. Чего только не увидишь, устремляясь по Чуйскому тракту к Монгольской границе!И наскальные рисунки с вооруженными копьями и луками человечками, охотящимися на оленей. И покрытые мхом, подобные окаменевшим богатырям, менгиры-"оленные камни". И зияющие в отвесных скальных обрывах пещеры-эти усилители блуждающего по горной долине эха.
Периодически Николай Константиныч , что называется, отрывался.Ему нужно было переключиться на что-то. Сбросить с себя гнетущую обузу забот о банковских счетах, закупках стройматериалов,всю эту рутину бизнеса, которую он взвалил на себя в силу то ли везения, то ли рокового стечения обстоятельств.А может быть того и другого вместе. Чем шире разрастался бизнес, тем больше образовывалось зависающих долгов. Он гасил их , беря новые ссуды, набегали проценты, он снова брал ссуды. Он бросал начатые объекты -и его донимали не только бывшие спецназовцы из банковских служб безопасности,коллекторские агентства, но и митингующие обманутые дольщики...
500 -600 километров для хорошего внедорожника -не расстояние. И загрузив в багажник болотные сапоги,рыбацкие снасти,заветный котелок, Ляпунов целовал в щёку жену, обещал дочке привезти сувенир - и вот он уже мчался по шоссе. Выехав с утра, к вечеру он сидел на теплом, нагретом солнцем камне и смотрел на пенные струи Катуни, ошарашенный "сменой декораций".
Этот контраст между офисной суетнёй, нервотрёпкой в арбитраже и колготнёй стройплощадок ошеломлял. И вначале даже не успокаивал нервы, а наоборот взвинчивал их, словно кто-то до отказа накручивал громкость -и городские шумы, голоса чего-то требующих, доказывающих и угрожающих - усиливались, но в какой-то момент словно бы какая -то невидимая рука переключала тумблер. И наступала блаженная, первозданная тишина. Только река шумела на перекатах да потрескивали в костре дрова.
Было время Ляпунов брал с собой в эти "отрывы" и жену с дочерью.Грешным делом пару раз он "отрывался" и с молоденькими сотрудницами. Но в конце концов понял, что ездить надо одному. Да и -какая рыбалка, если каждую брошенную на камни рыбу сопровождают визг восторга, счастливый смех, громкие комментарии. От шума уехал- к шуму приехал. Да и как готовить уху, чтобы картошка не разварилась, как заварить чай из бадана, он знал лучше женщин, потому как с катунью был на "ты" ещё со студенческих пор, сплавлялся по её бурным водам мимо "драконьих зубов" и "Острова Патмос" возле Чемала, знал-что такое экстрим, адреналин, опасность.Он и в спелеологических походах забирался в самые отдалённые уголки пещер.
2. Мечта
Была у Ляпунова мечта-построить высотку-красавицу. Украсить Зауральск - этаким сталагмитом из стекла и бетона.Чтобы было видно издалека. Чтобы возносилась она к облакам. И чтобы все, кто приезжал в Зауральск, -говорил :"Вот это да!"
Откуда взялась она -эта мечта? Зародилась ли она во время блужданий по карстовым дворцам алтайских пещер или во время созерцаний "оленных камней" и размышлений о том, как много тысяч лет назад могли люди без какой-либо строительной техники ворочать многотонные глыбы? Ляпунов и сам не мог дать ответа на эти вопросы. Но когда нанятый архитектор-частник предоставил сделанный по его эскизам макет, глядя на него он увидел скопище всё тех же сталагмитов и менгиров.
- Хорошо! Мне нравится!- сказал он выслушав пояснения о том, что автор взял за эталон небоскрёб Эмпайр Билдинг в Нью-Йорке, шпиль- Бурдж Халифа в Дубае, московскую башню "Эволюция".-Зайдите в бухгалтерию. С вами рассчитаются...
С тех пор офис гендиректора компании "Зауральскмонтаж" украсил этот самый макет перспективной застройки. Воплощённая в сильно уменьшенном масштабе грёза топорщилась всеми своими параллелепипедами , пирамидками и закрученными в виде сверла шедеврами хайтека на столе посреди кабинета. Это чудо вдохновения провинциального Карбюзье отражалось в остеклении фотографий в рамках: директор сплавляется на катамаране по горной реке и уверенным взмахом весла направляет надувное плавсредство мимо торчащего из воды каменного клыка; он позирует , нянча на руках полутораметрового тайменя;он же в спелеологической каске с шахтёрским фонарём"глаз Циклопа" во лбу обнимает чем-то напоминающий женскую фигуру сталагмит; и он же, привстав на цыпочки,чтобы дотянуться, чмокаёт в щёчку баскетбольного роста "каменную бабу"-груди булыги и всё остальное - гранит, базальт, армированный железобетон -или чем там пользовались древние для того, чтобы воспеть монуметальность женского тела."Ведь как подумаешь-эти идолицы провожали в походы тумены Чингис-Хана!"-восклицал Ляпунов. Противоположную стену кабинета украшал фотовернисаж из калейдоскопа "остановленных мгновений", сделанных самим Ляпуновым.
На отдельной фотографии будила воображение выбитая шесть тысяч лет тому назад первобытным художником фигурка оленя и охотящиеся за ним человечки с копьями и луками. Это изображение запечатлел Николай Константиныч , фиксируя на камеру мельчайшие подробности одного из "оленных камней"- тех самых, которые без помощи кранов и большегрузов вроде "грозного АМО" , упьедесталенного вместе с "фордом зелёным" на одном из поворотов Чуйского тракта. "Как они это делали-ума не приложу" - поглаживал Ляпунов шершавый камень."А вот так же, как тысячи лет спустя штурмовали Рязань, Смоленск и другие древнерусские города. По той же технологии, как строились египетские пирамиды- используя в качестве смазки человеческие тела! А если нет, то это могли сделать только пришельцы более развитых цивилизаций" - рассуждала вслух спутница первых его паломничеств на Алтай - Дина, тогда ещё невеста, а позже и жена.
Кто не знает, это такие два надувных банана, на них сверху привязывается трубчатая рама из металла, пластика, или дерева. На раму подвешивается сумка, куда путешественники кладут свой скарб, либо делается палуба из досок или фанеры.
Во время сплава сплавщики сидят на бананах, те кто сидит и гребет в передней части банана - "мотор" катамарана, кто сзади - тоже моторы, но их главная задача - рулить. Я как раз сидел сзади справа.
спелеовенера каменная баба
алкосплав
Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.03.2025. ***
- 17.03.2025. ***
- 14.03.2025. ***
- 12.03.2025. ***
- 05.03.2025. ***
- 03.03.2025. ***