На смертном одре

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Усадил я пленника за стол в своей избушке.Увидал он кус хлеба, схватил и давай рвать его зубами, за щеки пихать, глотать не прожевывая..
- Да не торопись ты, -грю, - подавишси..


Смотрел я на него, но ружжа из рук не выпускал.Мало ли што у него на уме!Так просто в кандалы не закуют.Одно слово-варнак!
И поведал он мне, как блукал по тайге,питаясь черемшой ,луковками кандыка да личинками короеда.Напомнил он мне мамкины россказни о том ,как ходили они "в кусочки",када кончался последний пуд муки. И давай я его потчевать таёжной снедью.Намедни -то я тетерева на полянке подстрелил. И теперича он не на токовище чуфыркал,а казал култыщки лап из котелка на печке.Но дать столько ден постившемуся до отказу наесться, значило убить его...Потому набухал я ему полну миску наваристого бульёну. Он тут же всю жижку с жадностью и выхлебал.Набуздавшись и чаю из листа смороды,отвалился он на лавку. Смотрю - сморил сон ево, тогда уж стрелялку свою верную сховал в уголке за азямом и пимами, што были по ростепели без надобности.
Так вот он из беглого катаржника в мово гостя превратилси.Старался я не навредить моему гостю перекормом , а все одно поласкало его безбожно посля сырой рыбы-то.Да и зелень,коей набивал он чрево,блукая по тайге,не в прок пошла.Выползал он из зимовья , хватаясь за стены сруба, опоражнивался и возвращался на прежнее место. Перетащил я его с лавки на нары под образ ,на коем было запечатлено Снятие со Креста.Одежка его арестантская мокрющая пообсохла. Но не мог он согреться, почала его лихоманка колотить.В жар кинуло. Видать, купание в ледяной воде стало боком вылазить.Отпаивал я его горячим чаем да настойкой из зверобоя, и всё не мог надивиться схожести беглеца с образом Спасителя.Лицо золотистого цвета. Голубень миндалевидных глаз.Ласточкины крылья бровей. Тонкий прямой нос.Сомкнутые в многозначительном молчании губы. Сия схожесть и сподвигла меня помочь несчастному. Много ужасного поведал мне недоучившийся студент -мечтатель Илья Горяинов,как назвал он себя,в жару,в бреду, когда разомкнул уста. Будто и впрямь меч из тех уст вышел. Костлявая занесла над ним свою косу , вот он и решил облегчить душу. Исповедуясь мне,будто я поп, описал он мне путь, как ему казалось, на свою Голгофу.


Не то штобы,каялся ,наоборот как бы бросал вызов некому Риму и Кесарю.
Вопрошал он меня,слышал ли я про тиранубийцу Брута?Про устроившего в Зимнем дворце взрыв столяра ,про стрелявшего в царя у ворот Летнего сада Каракозова?Што, мол, все это воплощения Брута.И што хоть анафематсвавший с амвона архиерей и называл революционеров бесами, и расшифровывал Кара-коз как Черный - козел, народ безмолствовал. Да и мне где про то слышать было, ежели я ничего окромя дедова Евангелия не читывал. Прокломациев тем паче.
Глухомань. Ежели какие слухи идо нас доходили с большим опозданием и то через каторжан и конвойных. А они не больно то языками трекали. Вот и про римского тираноубийцу до того я не слыхивал. Да и разе тираном был Ляксандр ослобонитель? Он же крепостно право отменвши! Но все едино-Горяинов верил - и он сам и все охотники на анператора, мол они как есть - воплощения Брута.


Лежал мой пленник на нарах под образом на шкуре медвежьей. Подушкой ему служила оскаленная башка хозяина тайги.Сам я перебрался на лавку. И когда отсветы заглядывающей в оконце луны лудили тусклым оловом внутренность зимовья как бы отливая заново и бревна стен, и пучки сушеных трав под потолком, и уже у
выделанные ,собранные в связки шкурки горностая,соболя и песца.В свете Луны блеск клыков медведей пасти напоминал об остяцком Празднике Медведя. Да и мой невольный гость казалось срастался со шкурой и в полудремеблажнилось мне,што он тесть поднявшийся изберьоги щатун.Стучало в висках ,.будто косматый шаман бил колотом в бубен.И целый хоровод ряженых кружил на поляне ,рыча и завывая.В середине круга был пркованцеп к вкопанному столбу хозяин тайги. И вот -вот должна была начаться нанего охота. Воины уже угрожали зверю копьями накладывали стрелы на те Евы лука. Тыкали едведя длиннымикопьми. Натравливали собак. Праздник Медведя у хантов и Яман вроде нашпйЯМаслегицы.Только в есть сжигания соломенного чучела убивают Медведя.Остяки верят в переселение душ. Медведь их божество. И дух убитого бога в еде z
в убивших его участников ритуала. Хошь верь ,паря,хош не верь но мне на себе довелось испытать как это происходит.Мне доводилось участвовать в1медведьем Празднике'и убивать медведя.Для того,чтобы ощутить прилив сил не нужно пить свежую кровь косолавэпогоили есть его сырье сердце как это делают шаманы...Медвежий дух это неюаосучий жир.Хотя я им я и вылечил Горяинова.Но самое удивительное што опосля этой беседы стало мне сниться все што мне рассказывал мой гость но в особом виде. Как бы сквозь дымку лунного сияния.Он мне по то как убегал царь от целившего в него ...а мне блазница то в медведя копьями тыкаю... Тетерев взлетит взрывая снег а мне мерещица то аспиратора отбросило динамитом когда он входил в столовую. И стали мне краснобрлвые глухари мстятся енералами,а рябчики придворными фрейлинами.


- Ну што наступит, ежели вы всех царей пеиебьете.Всех министров.
- Не будет богатых и настанет царство справедливости. Все будут равны и заживут как братья...Существуют племена в джунглях Амазонки и на островах Океании где люди не нуждаются даже в одежде. Пиши сколь хошь...Плоды на деревьях. Зверья и птицы в изобилии.Нет ни бедных,ни богатых...Ни голодных...


В Австралии ,мол,оружие называтцаватца бумеранг.Кривпч палка заточенная с двух сторон каменным скребком. Кинет ту палку охотник в дичь она летит назад возвращатца...



-И все станет опшшым...,- блажил революционер - истопник.


- А как же жены,дети?- вопрошал я не желая делать свою сдобную Акулину ни с попом,ни сдьяком нисо в ярким яким , кто заглядываться на нее как перестала старом
Оста. Да суразят своих к кому от себя отпулшшать не резон было.


- Все опчее!- отетствлвал едва оды.авший я больной


.



Другие статьи в литературном дневнике: