Так у них, джентльменов, заведено...

Сергей Шрамко: литературный дневник

"Вы не выйдете из этой комнаты, пока мы все не договоримся"
"Доброй половине лидеров ЕС не оставалось ничего в течение эпического 17-часового саммита, как только наблюдать за метафорическим распятием Германией премьер-министра и министра финансов Греции в первые часы утра понедельника", - пишет Бруно Уотерфилд (The Times).


"Измывательство", как характеризует это корреспондент Бруно Уотерфилд, по большей части осуществлялось в офисе Дональда Туска, председателя Евросовета. В один момент после трехчасового заседания Туск, признававшийся в том, что в молодости был футбольным хулиганом, склонился над столом и сказал Ципрасу: "Вы не выйдете из этой комнаты, пока мы не договоримся". Некий французский чиновник поделился: "Это было чрезвычайно трудно, даже жестоко".


"Как только над Брюсселем в 6:00 занялся серый рассвет, наступил самый черный час саммита: Греция приблизилась на опасное расстояние к выходу из еврозоны, после того как Ципрас отверг исходившее от Германии требование передать государственные активы в размере 50 млрд евро - больше 25% ВВП Греции - в фонд, управляемый ЕС", - повествует Уотерфилд.


Все, чего он добился, была маленькая уступка: этот фонд будет находиться в Афинах, а не в Люксембурге.


Это требование, представляющее собой крупнейшую потерю экономической независимости какой-либо страной в мирное время, стало последней каплей, и за ним последовали уступки по ряду вопросов - от повышения НДС до сокращения пенсий и торговли в воскресенье, пишет автор.


"Греческий леворадикальный лидер не только подписался под мерами, отвергнутыми его народом на референдуме 5 июля, но и пошел намного дальше, согласившись поставить Грецию под власть комиссии и чиновников МВФ до 2018 года", - говорится в статье.


"Это были самые жесткие переговоры, которые я когда-либо видел, - сказал один европейский дипломат. - Там был момент унижения, особенно со стороны Германии. Еврозона больше не будет прежней".


"Итальянский премьер Маттео Ренци, прозванный "матадором" за эпатажный и агрессивный стиль поведения на саммитах ЕС, в перерыве в коридоре схватил за ворот голландского премьера Марка Рютте, - передает Уотерфилд. - Ренци разозлился, что Рютте обратился на пленарной сессии ко всем лидерам ЕС с требованием, чтобы греческое правительство уволило бюджетников, вновь взятых на работу после того, как СИРИЗА пришла к власти в январе".


Очевидец рассказывает: "Ренци сказал Рютте, чтобы он не лез не в свое дело. Последовало препирательство (без физических мер), которое прекратилось только после того, как между ними встал премьер Бельгии Шарль Мишель".


"Мы бы лишили себя страны, которая находится в сердце нашей цивилизации, является частью нашей культуры, частью нашего образа жизни", - заявил президент Франции Франсуа Олланд - как бы намекнув, что Германия и другие североевропейские "ястребы" недостаточно цивилизованны, замечает автор. "Германия и другие страны требовали Grexit. Я отклонил этот вариант", - сказал Олланд.


Источник: The Times


Не экономический расчет, не взаимное доверие, не желание быть вместе, а царящий в ЕС страх помог достичь соглашения между Грецией и партнерами по еврозоне. К такому выводу пришел председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который в среду дал интервью газете Le Soir.


"Мы избежали худшего не потому, что были чрезвычайно мудрыми, но потому, что мы боялись. Достичь соглашения позволил страх. После страха всегда наступает облегчение", - заявил чиновник.


Юнкер также отметил, что Греция "ошибается, чувствуя себя униженной, потому что Европейская сделала все, чтобы закруглить углы".


По его словам, в Евросоюзе возник страх фактического разрыва связей солидарности, который проявился не только в случае с Грецией, но и в ситуации с размещением в странах сообщества нелегальных мигрантов и беженцев из стран Африки и Ближнего Востока.


"Старые демоны - национальные обиды на других - еще живы", - сказал глава Еврокомиссии. Неприязнь простых европейцев к ЕС, добавил он, вызвана отсутствием надлежащего объяснения политики, проводимой на наднациональном уровне: "Европейская интеграция, рожденная от воли народа, стала элитным проектом, что объясняет разрыв между общественным мнением и действиями на европейском уровне".



Другие статьи в литературном дневнике: