Сегодня и завтра Рунета

Сергей Шрамко: литературный дневник

Подводя итоги прошедшей Российской Интерактивной Недели (Russian Interactive Week, RIW 2015), хочется отметить, что интернет уже давно смыл границы и растворился среди отраслей, пока что не всех, но большинства уже точно. Об этом свидетельствует и факт того, что на одной площадке объединились четыре отрасли: Медиа, Софт, Телеком и Интернет и то, что Долгосрочная программа развития интернета (ИРИ) включила в себя сегменты отраслей здравоохранения и медицины, строительства и ЖКХ, транспорта, образование и т.д. Об этом и многом другом theRunet поговорил с Сергеем Плуготаренко, директором Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК).


Сергей, начнем с простого — сколько нас в интернете?


Аудитория Рунета, по данным Фонда «Общественное Мнение», на лето 2015 года составила 77,5 млн человек старше 18 лет (66% населения), при этом 62 млн выходит в интернет каждый день. Через пять лет в интернете ежедневно будет «бродить» 90 миллионов россиян.


Вырастет и спрос на интернет-услуги, в том числе и мобильные. Вклад мобильной составляющей в общий объем экономики Рунета — 20-30%. И его доля будет только увеличиваться.


По данным исследования этого года, объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2014 года — 1094 млрд руб, а объем рынка электронных платежей — 476 млрд. руб, что в сумме эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год. А объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн. рублей, что сравнимо с 16% ВВП России.


Есть мнение, что кризис в российской экономике менее всего сказался на интернет-бизнесе. Согласны ли вы с этой точкой зрения?


Действительно такое мнение имеет право на существование. Но давайте разберемся в этом вопросе детально.


Мы в РАЭКе, как и наши отраслевые аналитики начали бить тревогу еще в середине 2014 года, когда отметили замедление темпов роста основных показателей развития интернета в России. Ведь все интернет-показатели традиционно росли по-настоящему гигантскими темпами начиная с 2011 года, когда мы впервые провели исследование «Экономика Рунета», ставшее ежегодным: темпы роста всей интернет-экономики на уровне 30-40% в год казались обыденностью, при этом некоторые рынки росли на 100-150% в год! Это было не просто сильно круче, чем рост всей остальной экономики России, этот рост был настолько стабильным, что воспринимался как данность, и отраслевые аналитики рассуждали на темы «как сохранить и даже увеличить эти темпы».


И вот, начиная с исследования «Экономика Рунета 2013–2014», представленного нами в октябре 2015 года, мы отметили значительное понижение темпов роста интернет-экономики в России, пересмотрели прогнозы и сценарии развития Рунета. Тогда уже стало очевидным, что Рунет не повторит опыт 2008-2009 годов, когда все интернет-показатели, включая экономические, росли на фоне общемирового экономического кризиса, как бы в «противофазе к офлайну».


Так оно и произошло. Исследование этого года, представленное нами на RIW 2015 — 21 октября 2015 года — показало, что экономика Рунета перешла в кризисный сценарий развития. Мы сохранили хорошие темпы и динамику роста, но прогноз экспертов на 2015 год неутешителен: рост заметно замедлился есть предпосылки для стагнации на некоторых интернет-рынках, мы еще раз пересматриваем сценарии и прогнозы развития Рунета, рассуждаем на тему «начала кризиса», «дна кризиса» и спорим о месяцах и годах выхода из кризиса — сами эти вопросы и их постановка казались немыслимыми еще год назад.


Если же говорить о влияния кризиса на дальнейшее развитие индустрии, то в 2014 эксперты оценивают как достаточно сильное (7,1 по 10-бальной шкале). При этом оценки влияния кризиса на отдельные сегменты отличается незначительно, несмотря на финансовые показатели этих сегментов.


Тем не менее, Рунет все равно растет. А это означает, что даже кризисный сценарий развития — это рост: да, это рост в рублях; да, он не такой стремительный как пару лет назад; да, могло бы быть лучше — но все-таки это РОСТ.
И для того, чтобы удержать его и ускорить, необходим набор мер. Многие из них мы сформулировали внутри РАЭКа, некоторые — на межотраслевом уровне по итогам RIW, а некоторые — на государственном, через Долгосрочную программу развития интернета, которую готовит ИРИ (Институт Развития Интернета), где РАЭК сформулировала и предложила новую парадигму стимулирующего регулирования отраслей высоких технологий.


Какой сегмент российского интернета будет расти быстрее всего в 2016? А какому сегменту придется тяжелее остальных?


Поскольку данные за 2015 год и прогнозы на 2016 мы будем делать только в следующем, то пока будем говорить только о наших личных ощущениях. Среди всех сегментов рынка серьезное падение переживает только один — медийная реклама. Связано это и с экономическими факторами — крупные рекламодатели уменьшили рекламные бюджеты, некоторые западные компании совсем ушли с рынка; при этом падение цен на ТВ-рекламу сделало стоимость рекламного контакта сравнимой с крупными площадками, в результате чего бюджеты были перераспределены в пользу ТВ и видеорекламы. Для роста на этом рынке необходимы серьезные усилия игроков по повышению прозрачности и технологичности рынка, внедрению привычных для крупных рекламных агентств стандартов. И я не думаю, что это дело одного года.


Что касается быстрого роста, то нужно помнить, что чем меньше рынок — тем проще ему расти. В этом плане рынок электронных книг уже пару лет растет со скоростью 60-70% и замедление здесь произойдет еще не скоро — списки литературы, доступные для легальной покупки, пока не так велики, потенциал роста огромен. Если говорить о других сегментах, то это рынки электронной коммерции, в первую очередь — услуг, который растет более быстрыми темпами, чем продажа физических товаров.


Какие основные направления развития экономики Рунета вы видите? Какие из них стоит считать приоритетными в текущей ситуации? Какие существуют точки роста? По какой модели развивается рынок?


В Рунете продолжают расти все сегменты рынка, за исключением медийной рекламы (вследствие сокращения общих рекламных бюджетов и, как ни странно, оттока некоторой части рекламодателей «в телевизор» вследствие удешевления там контакта с аудиторией) и поисковой оптимизации (из-за действий поисковых систем по отношению к оптимизаторам). Отдельные сегменты, такие как электронная коммерция или видеореклама растут быстрее, чем мы даже прогнозировали год назад, но говорить сейчас о каком-то приоритетном направлении развития достаточно сложно.


При этом большие возможности для роста существуют во всех сегментах цифровой экономики. Даже если взять самый крупный по объему сегмент — онлайн-ритейл, его объем составляет всего чуть больше процента от розничных продаж, тогда как в США и Великобритании — больше 10%.


Таких предложений очень много, эксперты РАЭК участвовали в создании программы развития интернета в России от ИРИ.


Что касается стимулирования развития интернет-сегмента в экономической плоскости, есть целый набор мер и механизмов ускорения развития тех или иных сегментов экономики, которые эксперты называют в первую очередь, при этом мы должны помнить, что некоторые из них носят чисто теоретический характер и вряд ли могут быть применимы в текущих экономических условиях, но некоторые — вполне жизнеспособны в современной стадии развития российской экономики — на таких мерах мы предлагаем сфокусировать внимание в первую очередь и реализовать их экспертизу с привлечением отраслевых и межотраслевых специалистов:


Снижение ставки страховых взносов для инновационного бизнеса с прогрессирующей шкалой роста и доведения до общепринятой ставки
«Налоговые каникулы» по НДС
Расширение форм представление инвестиционного налогового кредита
Налоговые льготы/вычеты для инвесторов на посевных стадиях
Реформирование налоговых ставок для сделок с участием нерезидентов РФ при удаленном сотрудничестве в сфере ИТ
Упрощение процедуры оформления финансовых операций для удаленных сотрудников в сфере ИТ
Распространение режима льготного НДС на все модели продажи ПО и сервисов
Введение в законодательство специального режима налогообложения прибыли от интеллектуальной собственности по ставке 5%
Введение системы возврата НДС для экспортеров ПО и ИТ-сервисов
Кроме налоговых и экономических мер есть целый спектр дополнительных механизмов, изложенных ранее специалистами и аналитиками РАЭК, и предложенных нами в качестве предложений по направлению стимулирующего регулирования в долгосрочную программу развития интернета, которую готовит ИРИ.


Как вы оцениваете перспективы роста мобильного интернета в России? А что насчет «интернета вещей»?


Достаточно странно говорить о перспективах роста мобильного интернета, если учесть, что аудитория Рунета растет практически полностью за счет мобильного доступа. Мобильный интернет дает примерно четверть экономики Рунета и уже почти половину трафика (год назад — только четверть).


Доходы операторов от передачи данных по итогам 2015 года вырастут почти вдвое. Рунет становится мобильным, и это происходит быстрыми темпами. И к этому должны быть готовы все участники рынка.


Что касается новой темы «Интернет вещей» — к ней проявляется огромный интерес в различных секторах экономики, от промышленности, до городского управления, существуют и примеры внедрения; не так давно появились предложения о создании консорциума Промышленного интернета. Вместе с тем для успешного развития необходимо решить многие проблемы: в первую очередь, безопасность и интероперабельность решений.


Как сказывается на экономике Рунета сложная макроэкономическая ситуация, санкции и волатильность рубля? Какие возможности это открывает для игроков рынка и какие ограничения накладывает?


Кризис и уход крупных иностранных компаний в первую очередь сказался на рекламных бюджетах, что ударило по большинству площадок, доходы которых строятся от рекламы. Стагнирует и рынок разработки. Уменьшение числа компаний малого и среднего бизнеса влияет на рынок услуг для них — хостинг, облачные сервисы. Со снижением доходом потребители начинают экономить на развлечениях, что сказывается на рынке легального контента. Онлайн-трэвел переключился на внутренний рынок, но и этого может быть недостаточно для покрытия выпадающих доходов от зарубежных поездок. Наконец, резкое сокращение объемов инвестиций означает, что компании больше не могут строить бизнес-модель из расчета на инвесторские средства — стартапам нужно учиться зарабатывать с первых дней, что, безусловно, ограничивает возможные виды деятельности.


По вашим прогнозам, сможет ли интернет-экономика полноценно конкурировать с традиционной экономикой?


Думаю, да. Через 5-6 лет, на наш взгляд, интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны. Исчезнет само противопоставление «цифровой» и «традиционной» экономики, а так успешно используемый нами в ежегодном исследовании «Экономики Рунета» термин «интернет-зависимые рынки» потеряет свой смысл, потому что большая часть рынков и экономик будут к этому моменту «интернет-зависимыми».


Подводя итоги, какие еще мероприятия, посвященные IT-технологиям ожидают нас в этом году?


Совсем скоро, 10 ноября, в кинотеатре «Октябрь» пройдет «Премия Рунета».


Премия Рунета — старейшая отраслевая награда, с первого года своего существования поддерживаемая и бизнес-сообществом, и государством, и пользователями.


Премия Рунета является общенациональной наградой в области высоких технологий и интернета, поощряющей выдающиеся заслуги компаний-лидеров в области информационных технологий и электронных коммуникаций, государственных и общественных организаций, бизнес-структур, а также отдельных деятелей, внесших значительный вклад в развитие российского сегмента сети Интернет (Рунета).


В конце ноября мы примем активное участие в Форуме «Новая Экономика», который пройдет впервые, и который организует Институт Развития Интернета, где можно будет обсуждать все инициативы ИРИ. Для того чтобы учесть интересы всего рынка — институт работал на протяжении полугода, чтобы действовать продуктивно и взаимодействовать с офлайн-средой, связанными рынками и государством — нужна своя площадка. Именно такой площадкой и призван стать этот новый проект.


Ну и традиционно итоги года мы подведем в ходе ежегодной декабрьской конференции «Рунет 2015: Итоги года» — 16 декабря, особенностью мероприятия этого года станет региональный акцент (мы финализируем проект этого года РИФ.Регион) и экономический аспект (будут представлены все самые подробные итоги, выводы и прогнозы исследования «Экономика Рунета»). Там же мы представим подробный план работы нашей Ассоциации в 2016 году.



Другие статьи в литературном дневнике: