Эра Новеллы

Сергей Шрамко: литературный дневник

На 82-м году жизни скончалась поэтесса, бард, драматург и литературовед Новелла Матвеева, сообщил заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков.
«Мы только что получили очень печальное известие – скончалась Новелла Николаевна Матвеева. Это произошло в воскресенье на ее даче недалеко от Химок. Ей был 81 год», – передает ТАСС слова Колпакова.


Дочь репрессированного старого большевика, дальневосточника Николая Матвеева-Бодрого...


Владимир Чивилихин вспоминал, как он впервые увидел ее в Балашихе, куда они вместе с Д. Блынским и А. Елкиным по заданию "Комсомолки" ездили для знакомства с Новеллой:
«Стоял, помнится, тогда, зимой 1960 года, очень сильный мороз, машину продувало где-то понизу, у ног, и даже лобовое стекло затягивало льдом.
На небе в туманном обводе застыло солнце, искрили закуржавевшие подмосковные леса...
В Балашихе мы ничего не нашли, просто не оказалось такого адреса, сколько мы ни кружили -по заснеженным улицам.
Выяснили все же, что это адрес детского дома, носящего название «Балашихинский», но располагался он поодаль от городка, как говорится, на отшибе.
Плохой, неразъезженной дорогой мы направились к березовой роще, одиноко застывшей среди ровного белого поля.
Мела поземка, голая роща продувалась насквозь, и вот в березовой пестроте и наступавших сумерках мы увидели несколько домиков. Прикрывшись белыми шапками, они зябко жались к земле.
Крайний домишко был занесен снегом по окна. Одно из них, сплошь заледеневшее, слепо светило нам навстречу, и мне вспомнились стихи автора, которого мы искали:
Окно обветшалого дома
Светило в морозную мглу.
Дул ветер...


В комнатке, куда мы постучались, стоял такой леденящий холод, что вода в ведре, на которое мы в полутьме наткнулись у порога, не пролилась, затянутая коркой льда. Не стану описывать ни обстановку комнаты, ни состояния, в котором мы застали одаренную поэтессу, - это были бы печальные, тяжелые строки.
Ей было 25 лет. Образование — неполное начальное, точнее, она закончила первый класс.
С детства долго и тяжело болела. Прикованная к постели, жадно и много читала. В последние годы, несколько поправившись, работала уборщицей в детском доме.


Через день наши девушки привезли Новеллу в редакцию, приодели, приласкали, а вскоре в «Комсомольской правде» появилась целая страница ее стихов.


Она вне всяких правил была принята в порядке исключения на Высшие литературные курсы, через год, после первой книжки — в Союз писателей. За «Лирикой» вышел «Кораблик» (1963), потом «Душа вещей» (1966), «Ласточкина школа» (1973)». Чивилихин В. Зеркало души. М., 1987, с.189-190.


Вскоре ее песни под гитару очаровали не только Москву, но и всю страну.
Вот с тех самых пор плывет по временам кораблик из газеты вчерашней в неведомые страны, и действительно не линяет солнечный зайчик, а в душе пожарника пылает вечный пожар...


Да, отчаянно юная и талантливая, Новелла Матвеева создала небывалую, но упорную реальность, положила начало новой эре.
И песни ее, звучащие так по-детски, отбрасывающие грубую действительность, особо молоды.
Почти все они созданы поэтессой в тесной комнатке старой коммуналки у Ваганьковского кладбища. Там, где "над Москвою небо невесомое"...
Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихотворений, прозы и переводов. В том числе поэтесса выпустила 20 сборников стихов и песен. Многие из них она исполняла сама под аккомпанемент гитары. В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» – фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Матвеевой.


Пожалуй, одни из самых известных песен, написанных на ее стихи, — «Я леплю из пластилина», а также песня о бумажном кораблике из фильма «Еще раз про любовь» в исполнении Татьяны Дорониной.


Одну за другой вспоминаю я их, песни нашей юности.
Я верю, что они вечны.


СТРАНА ДЕЛЬФИНИЯ
Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Как хамелеонов миллионы,
Цвет меняя на ветру.
Ласково цветёт глициния —
Она нежнее инея...
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.
Это далеко! Ну что же?—
Я туда уеду тоже.
Ах ты, боже, ты мой боже,
Что там будет без меня?
Пальмы без меня засохнут,
Розы без меня заглохнут,
Птицы без меня замолкнут —
Вот что будет без меня.
Да, но без меня в который раз
Отплыло судно «Дикобраз».
Как же я подобную беду
Из памяти сотру?
А вчера пришло, пришло, пришло
Ко мне письмо, письмо, письмо
Со штемпелем моей Дельфинии,
Со штампом Кенгуру.
Белые конверты с почты
Рвутся, как магнолий почки,
Пахнут, как жасмин, но вот что
Пишет мне родня:
Пальмы без меня не сохнут,
Розы без меня не глохнут,
Птицы без меня не молкнут...
Как же это без меня?
Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Набегают слезы горькие...
Смахну, стряхну, сотру.
Ласково цветёт глициния —
Она нежнее инея...
А где-то есть страна Дельфиния
И город Кенгуру.


* * *
Набрела на правильную строчку
(Как бывало иногда)
Но дала ей — в записи — отсрочку
И — опять забыла! Не беда:
Может статься, в странах неоткрытых
Всё равно найдется место ей
Где-то там — среди людей забытых,
Дел забытых и забытых дней.
Декабрь 1992


ДОМА БЕЗ КРЫШ
Летняя ночь была
Теплая, как зола...
Так, незаметным шагом, до окраин я дошла.
Эти окраины
Были оправлены
Вышками вырезными, кружевными кранами.
Облики облаков, отблески облаков
Плавали сквозь каркасы недостроенных домов.
Эти дома без крыш — в белой ночной дали —
В пустошь меня зазвали, в грязь и в глину завели...
На пустыре ночном светлый железный лом,
Медленно остывая, обдавал дневным теплом.
А эти дома без крыш — в душной ночной дали —
Что-то такое знали, что и молвить не могли!
Из-за угла, как вор, выглянул бледный двор:
Там, на ветру волшебном, танцевал бумажный сор...
А эти дома без крыш словно куда-то шли... Шли...
Плыли,— как будто были не дома, а корабли...
Встретилась мне в пути между цементных волн
Кадка с какой-то краской,— точно в теплом море — челн;
Палка-мешалка в ней — словно в челне — весло...
От кораблей кирпичных кадку-лодку отнесло.
Было волшебно все: даже бумажный сор!
Даже мешалку-палку вспоминаю до сих пор!..
И эти дома без крыш,— светлые без огня;
Эту печаль и радость;
Эту ночь с улыбкой дня!
1961-1962


ПОЭЗИЯ
Не в том, какого колорита
Ваш тон; не в том, какой вам цвет
Милей - оракулом зарыто
Ручательство, что вы - поэт.
Вниманье к тем, чья жизнь забыта,
Чья суть забита, чей расцвет
Растоптан злостно - вот предмет
Заботы истинной пиита.
Поэзия есть область боли
Не за богатых и здоровых,
А за беднейших, за больных.
А там - едино: голубой ли
Иль рыжий; вольный иль в оковах;
Классический иль новый стих.
80-е гг.


Новелла Матвеева. Иван Киуру. Мелодия для гитары. Песни и стихи. Москва, "Аргус", 1998.


ВЕТЕР


Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока - пену.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.


Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды -
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез.
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.


А шквал унес в море
Десятка два шлюпок,
А рыбакам - горе,
не раскурить трубок.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку,
Как на лету взглядом
Остановить птичку.


Какой большой ветер!
Ах, какой вихрь!
А ты сидишь тихо,
А ты глядишь нежно.
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть,
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.


Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока - пену.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.


Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов. Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия", 1967.



Другие статьи в литературном дневнике: