На лечение в Россию

Сергей Шрамко: литературный дневник

Некоторые наши знаменитости предпочитают лечиться за границей. Это факт. Причин тому масса. На Западе-де все лучше. Медицина в том числе. Есть возможность, есть деньги - вперед в Европу или Америку: рожать, лечить сосуды, оперировать суставы.
Но есть и другой факт: некоторые иностранцы ищут исцеления именно в России. Откуда такой парадокс?
Очень хотелось написать "многие иностранцы". Не могу.
Не могу погрешить против истины: пока немногие.
Пророков в своем отечестве как не было, так и нет.
Вот недавно ушел из жизни великий медик Дебеки, некоторые СМИ умудрились сообщить, что именно он провел операцию шунтирования Борису Ельцину. Хотя была та операция сравнительно не так давно, хотя известно, что оперировал Ельцина наш выдающийся хирург Ренат Акчурин.
Когда Дебеки в очередной раз приезжал в Россию и была с ним встреча, спросила ученого: была ли необходимость его присутствия на операции президента? "Не было такой необходимости", - ответил Дебеки, который всегда подчеркивал высокий уровень российской медицины, говорил о мастерстве наших медиков.
Россия становится всё более популярна, как страна, где спасают здоровье. Увеличивается число иностранцев, которые приезжают к нам на лечение. За последний год, по официальным данным, число зарубежных пациентов выросло на 16%. Особой популярностью у иностранцев пользуются такие отрасли медицины, как кардиология, гинекология, стоматология и ЭКО.
Сколько наших сограждан в "тучные" годы выезжало на лечение за рубеж, неизвестно. До 500 тысяч человек ежегодно.
Пятерка стран, в которые россияне выезжают на лечение чаще других, выглядит так: Германия, Израиль, Финляндия, Чехия и Китай. Менее популярные направления - Южная Корея, Таиланд, Швейцария, Австрия, США, Индия.
За этот год число выезжающих сократилось примерно на 20 процентов в связи с кризисом и ростом курсов валют. На 2016 год эксперты прогнозируют спад поездок за рубеж в два раза - до 250 тысяч человек.
Эти же причины сделали более привлекательным рынок медицинских услуг России и для иностранцев.
Для лечения в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова пациентки из других государств заключают договор об оплате.
- Чаще всего, - говорит заместитель директора этого центра академик РАМН Лейла Адамян, - сюда обращаются по поводу бесплодия, с пороками развития, эндометриозом.
Спросила Лейлу Владимировну: "Почему выбирают именно ваш центр?" Лейла смеется:
- Помимо всего, очевидно, срабатывает сарафанное радио: женщины друг другу передают информацию.
А как не передавать? Скажем, долгие годы супружеская пара не могла обзавестись потомством. А после лечения в российском центре появился на свет малыш. Как не похвастать? Как не рассказать об этом?
В Петербурге очень много скандинавов лечится. В платную в Питере сходите, особенно по женской части и или в части рождения детей, очень много иностранцев. Англоговорящие - каждый пятый.
Причины очевидны. Если в Германии полное диагностическое обследование стоит от 1500 до 15 000 евро, в Израиле - от 4600 до 6000 евро, то в России та же услуга обойдется в 380-1200 долларов. Еще более выгодны для европейцев услуги в сфере репродуктивной медицины, стоматологии, офтальмологии, пластической хирургии.
Мой товарищ недавно из США приезжал к нам зубы лечить. Шикарно отремонтировали. Кстати, товарищ рассказал, что те американцы, что не знают про медицину в РФ, летают лечить зубы… в Индию. В общем, куда угодно, но подальше от американской медицины.
Сравнение:
1. В Москве - все операции в одном месте. И фото-рентген, и лечение, и сложные ортодонт-работы, и протезирование, и импланты. Все в одном месте. В США обычно так - кабинет делает пломбы, легкие коронки и простой рентген. А вот 3d рентген в другом месте. Ортодонт - в третьем. Пройти заново канал с микроскопом - в четвертом. Импланты - в пятом. Человека гоняют по врачам.
2. В США очень редко можно найти зубного, работающего с микроскопом. Вернее - это особенная редкая работа за очень большие деньги. Нет микроскопов, почти нигде. В Москве моего друга лечили с микроскопом.
3. Качество материалов в России не хуже, по его словам. А техники готовы делать и переделывать по нескольку раз если надо, пока не подойдет всё.
4. Наши - реально стараются, готовы возиться часами. Например, моему другу переделывали канал аж 5 часов - и конечно же не взяли за это дополнительных денег. В США бы после получаса бросили, запломбировали как есть и «так сойдет», «следующий".
5. Из реального примера - ему в США оставили обломки инструмента в канале зуба. В России же - вытаскивали.
6. По ценам - конечно не супер-дешево - но все равно раз в 5 дешевле, чем за рубежом. В Москве реально дешевле и много качественнее лечить зубы, чем в США. Даже с учетом перелетов.
Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов уверен, что иностранцев привлекает, прежде всего, качество медицинских услуг.
— В России в последние несколько лет проходит масштабная работа по модернизации медицинского оборудования в различного рода клиниках, оздоровительных учреждениях, санаторно-курортных комплексах, особенно в центральной части России. В обеих столицах и в регионах эти услуги становятся более качественными при вполне приемлемой их стоимости, — утверждает Гаврилов.
Очевидного в своем отечестве мы не замечаем.
Довольно часто пишем об уникальных операциях, проведенных в наших клиниках, нашими специалистами, об уникальных методах лечения, об уникальных, наконец, учреждениях. Скажем, собирающиеся рожать даже самые продвинутые наши звезды все чаще отдают предпочтение отечественным родильным домам. Все меньше тех, кто отправляется оперировать сердце и сосуды где-то за пределами страны. И все-таки... в мире сила инерции - великая сила.
"А вот говорят, что рак лечат в..."
И обычно называется та или иная страна, за лечение в которой готовы отдать все деньги.
У жителя Лас-Вегаса была большая забрюшинная опухоль. Весил пациент 160 килограммов. На родине отказались его оперировать - вес огромный, опухоль огромная... Повезло жителю Лас-Вегаса - жена у него русская, есть родственники в России. Они и посоветовали обратиться в московскую онкологическую больницу N 62. Прилетел, обратился. Провели ему здесь операцию. Теперь он иногда приезжает в 62-ю, чтобы видели: вот он, живой.
Профессор, который его оперировал, но который ни за что не хочет, чтобы была обнародована его фамилия: не видит ничего особенного в этом факте: "Был пациент, нужна была помощь. Мы ее оказали".
Попросила главного врача этой больницы профессора Анатолия Махсона дать справку: сколько иностранных пациентов прошли курс лечения в больнице в прошлом году?
Как и в другие лечебные учреждения России, сюда прежде всего обращаются жители стран СНГ. Так вот, в прошлом году здесь лечились 11 человек из Азербайджана, 8 человек- из Армении, 4 - из Белоруссии, 2 - из Грузии, 11 - из Казахстана, 1 - из Латвии, 5 - из Молдавии, 2 - из Нигерии, 13 - из Таджикистана, 17 - из Узбекистана, 56- из Украины.
В Москву не едут с "легкими" болезнями. Только с самыми тяжелыми, с самыми "запутанными", сложными случаями. Пациенты получают квоты на лечение. Экстренная помощь всем иностранцам оказывается бесплатно, независимо от того, есть или нет у них при себе документы. Достаточно в любое время дня и ночи заглянуть в приемные отделения Боткинской больницы, Первой градской, НИИ скорой помощи имени Склифосовского, кого здесь только нет, из каких только стран - болезни не знают границ, никакие визы им не требуются. В детские больницы департамент здравоохранения Москвы нередко дает разрешение на лечение за счет столичного бюджета. Так, в 9-ю детскую в основном поступают ребятишки в отделения неврологии и урологии.
И бежит... Бежит по свету молва. Право же, не пустяк такая людская молва.
Добрая слава лечебного учреждения важна чрезвычайно. Привлекает соотношение цены и качества, а также достижения отечественной медицины. Так, например, инновационный метод лечения, который применяют врачи из московского центра имени Пирогова, позволил спасти пациентку из Шотландии, на родине её считали безнадёжно больной. Шотландка Люси Кларк, больная рассеянным склерозом, выжила благодаря российским медикам. Операцию по пересадке костного мозга ей успешно провели в Центре имени Пирогова в Москве.
Люси Кларк: «Болезнь уже не прогрессирует. Я вижу позитивные изменения. С каждым днём их всё больше и больше. Российские врачи дали мне шанс! Я чувствую себя более активной. Несмотря на то, что я всё ещё гуляю с палочкой, я могу плавать и снова начинаю ездить на велосипеде».
Поехать в Россию Люси Кларк решилась после того, как от неё, по сути, отказались врачи на родине. Безнадёжно больной посчитали пациентку и европейские медики. Женщина даже написала завещание, отправляясь на операцию в Россию. Но случилось чудо. Не иначе, как чудом своё выздоровление теперь называет и инженер из Новой Зеландии Саймон Маккарролл. Недавно в центре имени Пирогова мужчине тоже сделали операцию по пересадке костного мозга. Процедура прошла успешно.
Саймон Маккарролл: «Почему я здесь? Ответ очень прост: это лучший госпиталь в мире. После лечения я планирую вернуться домой, немного отдохнуть и вновь заняться своей любимой работой, по которой я уже соскучился»
Сегодня навестить Саймона приехала его сестра. Девушка признаётся, что очень обрадовалась, увидев брата в хорошем настроении.
Джанелл Максвелл, сестра Саймона Маккарролла: «Саймон очень позитивен, очень спокоен и доволен лечением в этой клинике. Как оказалось, трансплантация стволовых клеток – это совсем не страшно».
Сегодня в этом отделение 9 иностранцев. Европейцы открывают для себя российскую медицину и не перестают удивляться: как так с тем, что на их родине считается безнадежным случаем, здесь знают, как бороться и делают это уже давно.
Владимир Мельниченко, заведующий отделением гематологии и клеточной терапии НМХЦ им. Н.Пирогова: «Россия и медико-хирургический центр на сегодняшний день обладают наибольшим опытом применения этой методики для лечения иммунных заболеваний и рассеянного склероза в частности, поэтому иностранцы доверяют нам и едут лечиться как нестранно в Россию».
Трансплантация стволовых клеток или как её ещё называют пересадка костного мозга чем-то похожа на переливание крови. Операцию проводят с помощью специального прибора. Медики его называют клеточным сепаратором.
Денис Федоренко, врач-гематолог отделения гематологии и клеточной терапии НМХЦ им. Н.Пирогова: «Здесь компьютер достаточно мощный. Стерильная система загружается в эту колбу и подключается к пациенту. Проводится центрифуга компонентов крови, и мощный лазер разделяет компоненты крови на основе оптической плотности».
В организм человека стволовые клетки вводят через капельницу. Одна такая клетка способна дать многочисленное клеточное потомство, что позволяет восстановить костный мозг. Операция просто необходима при лечении иммунных заболеваний и рассеянного склероза.
Эта лаборатория – своего рода, святая святых Центра имени Пирогова. Все анализы, связанные с исследованием крови, проводятся здесь. Пациентам, готовящимся к операции по пересадке костного мозга, особое внимание. Сейчас процедуру лечения проходят 10 человек, 9 из которых иностранцы. Москвич Вячеслав Булдыгин в клинике пока единственный российский пациент.
Вячеслав Булдыгин: «Лечат здесь замечательно. Берут, к сожалению. Не всех. Если процесс зашёл слишком далеко, то уже поздно. Куй железо пока горячо».
Соседству с иностранцами Вячеслав только рад. Говорит, что приятно видеть их удивление и искреннюю радость, когда они узнают, что болезнь отступает. Это дарит чувство гордости за страну и отечественную науку. Ну и конечно пока они находятся все вместе в одном отделении можно немного подучить язык, а то и не один.
Шотландия, Новая Зеландия, Австралия, Норвегия, Швеция.
География пациентов доверившихся российским медикам продолжает расширяться.
Был долгие годы на Новом Арбате в Москве Институт красоты. Вытеснили его с этого престижного места. Теснится теперь в арбатских переулках. Но остались специалисты, остались уникальные методики, появились новые, более современные. И желающие обрести красоту из стран СНГ по-прежнему едут за ней именно в это заведение, которое теперь именуется "Косметологическая лечебница "Институт красоты".
- Представители ближнего зарубежья составляют 7-8 процентов всех иностранных пациентов института, - комментирует ситуацию его генеральный директор Эмма Должикова. - Приезжают пациенты из Израиля и Америки, как правило, наши бывшие соотечественники. Чаще всего для пластики век, фейслифтинга, липосакции, пластики груди. Почему избирают нас? Дело не в ценах. Просто они доверяют нашему уровню, нашим специалистам.
А цены... Например, операция на животе у нас стоит от 43 до 120 тысяч рублей. В Швейцарии - 68 тысяч рублей. Во Франции - 109 тысяч рублей.
Так что не в одних деньгах дело.
Президент Российской ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко сообщил, что две трети приезжающих на лечение иностранцев — граждане СНГ.
— Популярностью пользуются стоматология, ЭКО, гинекология и кардиология. В стоматологии с начала года прирост таких клиентов — 7%, ЭКО — 5%, — рассказал Онищенко.
Он пояснил, что жители СНГ с уважением относятся к российским врачам ещё со времён Советского Союза, а для приезжающих из Прибалтики лечение в России сейчас выгодно из-за падения курса рубля.
Чаще всего иностранцы отправляются к врачам Рязани, Калуги, Ярославля, Костромы и Петрозаводска. Граждане Казахстана предпочитают лечиться в приграничных городах — Омске, Орске и Оренбурге.
Покидать пределы родного города, чтобы решить проблемы со здоровьем, чаще стали и жители России. В Российской ассоциации медицинского туризма считают, что примерно каждая пятая из туристических поездок жителей России по стране предпринимается для решения проблем со здоровьем.
В 2015 году внутренний медицинский туризм вырос не менее чем на 30 процентов. Эксперт объясняет эту тенденцию тем, что разница в ценах на лечение в столице и регионах достигает 60%. Из-за высоких цен в столицах пациенты оттуда все чаще приезжают в клиники во Владимире, Нижнем Новгороде, Твери, Туле, Ярославле и т.д.
— В основном москвичи и петербуржцы едут в регионы лечить зубы и делать пластические операции. Как правило, они выбирают те города, куда могут доехать на автомобиле, — пояснил президент Российской ассоциации медицинского туризма.
Наверное, москвичам и питерцам имеет смысл какую-нибудь керамику делать не в этих городах, а где-нибудь в Рязани, там это значительно дешевле...
В Москве и СПб тысяч за 100-150 можно весь рот отремонтировать и вставить, т.е. для иностранца за 2 тыс. евро, у них это в районе 5-8 тыс. что называется разница на лицо.
Для иностранцев еще очень важен сервис. Раньше мы редко могли им похвастать. Теперь же ситуация меняется. И не только с открытием новых центров по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Новый облик обретают старые больницы. Только в Москве их с каждым годом все больше: современные корпуса появились у Первой градской, Боткинской, больницы N31, на подходе новый корпус у 24-й и так далее. И не в одной Москве.
Казань, Чебоксары - адреса новых уникальных медицинских учреждений. Потому в начале я и написала "пока немногие". Да, случается, что иногда нам приходится направлять ребятишек, например, с тяжелейшими заболеваниями крови за рубеж. Но зримо идет возрождение лучших традиций отечественной медицины. Вот сейчас весь мир активно развивает трансплантацию органов. А многие ли современники знают, что родоначальник этого актуальнейшего ныне направления наш Владимир Демихов?
Мораль - наша медицина - не хуже, а то и лучше западной.
Были и есть в нашем здравоохранении Гиппократы. И, значит, при выборе места лечения, выборе врача люди разных стран чаще станут называть российский адрес.



Другие статьи в литературном дневнике: