С вершины пирамиды российской власти неожиданно исчез Владимир Путин. Представляю себе реакцию разных слоев российского общества, если бы это было правдой. Большинство граждан РФ впало бы в состояние глубочайшего шока, меньшинство — в состояние сказочной эйфории. Но в каком-то смысле исчезновение Владимира Путина — это свершившийся факт. Факт не физический, но политический.
Продолжая занимать должность Президента России и крепко держа в руках бразды правления огромной страной, Путин почему-то не вмешивается в ситуации, которые более чем заслуживают внимания главы государства, не принимает решений, которые давно назрели и перезрели. Конкретный пример: политический кризис, который окутал сейчас фигуру премьер-министра Дмитрия Медведева.
Все последние недели политическая репутация самого «долгоиграющего» председателя Правительства РФ в XXI веке Дмитрия Медведева находится в состоянии свободного падения. Согласно опросу Левада-центра, за последний месяц рейтинг Медведева опустился на 10%, а в списке политиков, которые вызывают к себе доверие, он пропустил вперед даже Жириновского. О Дмитрии Анатольевиче все отзываются как о чемодане без ручки, как о балласте власти, как о человеке, который тянет вниз общий рейтинг всей российской политической системы.
А вот что изумляет всех больше всего. Медведев мог бы застопорить падение собственного рейтинга. Для этого от него всего-то и требовалось: с фактами на руках опровергнуть утверждения, которые содержатся в фильме Алексея Навального.
Вместо этого премьер и его свита заняли очень странную позицию: утверждения Навального не стоит принимать во внимание потому, что он является осужденным персонажем, который к тому же — о ужас! — имеет дерзкое желание самому занять прежнюю медведевскую должность Президента РФ.
Уверен, что среди предметов, которые преподавали на юрфаке Ленинградского государственного университета студенту Медведеву, была и логика. Поэтому премьер-министр Медведев мог бы и сам догадаться: из того факта, что Навальный — осужденный персонаж, желающий баллотироваться в президенты, совсем не обязательно логически вытекает, что все его обвинения в адрес Дмитрия Анатольевича — наветы и ложь. Но глава правительства то ли об этом в самом деле не догадывается (интересно, какая оценка у него была по логике в университете?), то ли делает вид, что он об этом не догадывается.
В результате изумленная Россия получила возможность наблюдать за невиданным политическим зрелищем — за добровольным медленным политическим харакири премьер-министра страны. В предыдущем предложении я употребил слово «изумленная». Однако, если честно, я уже давно перестал изумляться отсутствию логики в поведении председателя правительства РФ и его окружения. По-прежнему меня изумляет лишь вот что: почему Кремль наблюдает за поведением Медведева как бы со стороны, делая вид, что это его никоим образом не касается?
В далеком 2006 году я брал интервью у тогдашнего президента Киргизии Курманбека Бакиева и помимо прочего поинтересовался у него: как он относится к тому, что обладавший тогда огромным влиянием в государстве лидер крупного местного преступного сообщества публично пообещал дать в морду премьер-министру Феликсу Кулову? Ответ президента свелся к примерно следующему тезису: он же не мне обещал дать в морду, а премьер-министру! Вот у премьер-министра и спрашивайте!
Нынешний многолетний рупор Кремля Дмитрий Песков — человек предельно интеллигентный. Он никогда не позволит себе такой народной прямоты, как Курманбек Бакиев. Но если говорить не о семантике, а о существе дела, то Песков по поводу Медведева отвечает приблизительно то же самое: со всеми вопросами по поводу премьер-министра обращайтесь, пожалуйста, к самому премьер-министру!
«Человек, по отношению к которому у Путина есть личные обязательства»
Как человек, который немного знает о закулисной стороне взаимоотношений во власти, я могу строить теории по поводу причин такой подчеркнутой дистанцированности Кремля. Медведев — это в глазах Путина не просто премьер-министр. Медведев — это, с точки зрения ВВП, человек, который не предал. Политик, по отношению к которому у Путина есть личные обязательства. И тот факт, что Владимир Владимирович свои обязательства выполняет и не бросает соратника на съедение волкам, чисто по-человечески вызывает у меня безусловное уважение.
Но помимо человеческих отношений между давними политическими партнерами Путиным и Медведевым есть — или, по меньшей мере, должны быть — еще и служебные отношения между Президентом РФ Путиным и премьер-министром РФ Медведевым. И вот если смотреть на ситуацию через призму этих служебных отношений, то дистанцированность президента от нынешних политических проблем главы правительства — это повод для самых серьезных вопросов.
«Медведев просто очень обиделся — обиделся на креативный класс, для которого он столько всего сделал в свою бытность президентом, обиделся лично на Навального» — так информированный собеседник во власти объяснил мне скрытые мотивы поведения премьер-министра. Если это объяснение справедливо, то частное лицо Медведев имеет полное право вести себя подобным образом. Политик Медведев тоже имеет полное право добровольно гробить свою политическую репутацию. Но вот у государственного деятеля Медведева нет права ронять престиж главы российского правительства. А если государственный деятель Медведев этого не понимает, то государственный деятель Путин обязан его поправить.
Государство сильно только тогда, когда оно опирается не только на жесткую физическую силу, но еще и на моральный авторитет. То, что обвинения в фильме Навального остались без содержательного ответа, однозначно подрывает этот авторитет. И в Кремле должны отдавать себе в этом отчет. У Президента РФ есть политический инструмент избавления от проблемы проштрафившегося премьер-министра. Есть у него и привычка использовать этот инструмент в самый неожиданный момент. И отставка премьера Михаила Касьянова в 2004 году, и отставка премьера Михаила Фрадкова в 2007 году стали для российского политического класса полной неожиданностью. Но что-то мне подсказывает: шансы Дмитрия Медведева досидеть в кресле премьера до окончания конституционного срока полномочий нынешнего правительства в 2018 году очень велики.
Как уже было сказано выше, Медведев в нынешней неформальной российской политической иерархии — это некто гораздо более важный, чем просто премьер. Кроме того, сбрасывать Медведева за борт раньше срока означает преподнести Навальному на блюдечке важную политическую победу, признать его моральную правоту и собственную политическую слабость. Никогда не поверю, что Путин пойдет на что-то подобное. Но продолжение нынешнего положения дел — это тоже не вариант или, вернее, вариант, который является очень плохим для страны.
Не знаю, как ВВП намерен выводить российское государство из ловушки, в которую оно попало благодаря обидчивости (или иным качествам) Дмитрия Медведева. Но, кроме Владимира Владимировича, сделать это некому. Президентом надо быть не только по имени, но и по существу. Михаил Ростовский
Народ не одобряет
Рейтинг одобрения премьер-министра РФ Дмитрия Медведева за месяц упал сразу на 10%. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Левада-Центром» 31 марта — 3 апреля среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше.
Если в феврале деятельность премьера одобряли 52% россиян, то в марте их число сократилось до 42%. Соответственно, доля тех, кто работой Дмитрия Медведева недоволен, выросла с 47% до 57%. Нужно отметить, что до такой низкой отметки рейтинг премьер-министра еще никогда не опускался, по крайней мере, по опросам «Левады».
Кроме того, снизился рейтинг одобрения правительства — недовольны кабинетом министров 55% опрошенных (49% в феврале). Последний раз он опускался ниже только в 2006 году. Меньше симпатий вызывает и Государственная Дума — рейтинг неодобрения вырос с 54% до 60%. Упала и симпатия к губернаторам — они устраивают 48% респондентов (51% в феврале).
В то же время деятельностью Владимира Путина на посту президента Российской Федерации довольны 82% граждан. Таким образом, его рейтинг снизился только на 2% по сравнению с февралем. Для сравнения, в марте 2013 рейтинг одобрения главы государства составлял 63%.
Интересно и то, что, несмотря на ухудшение отношения к премьеру, почти не изменилась доля граждан, которые считают, что «дела в стране идут в правильном направлении» — 52% против 53% месяцем ранее.
4 апреля Дмитрий Медведев впервые публично прокомментировал антикоррупционные митинги, которые прошли 26 марта по всей стране после обнародования расследования и фильма Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального «Он вам не Димон» с обвинениями против премьера. Медведев назвал размещенный в интернете фильм «компотом» и «провокацией», преследующей «бесчестные политические цели».
Комментируя фильм о приписываемых ему объектах недвижимости, Медведев заявил, что такие компрометирующие сюжеты снимают за большие деньги частных спонсоров для достижения конкретного политического результата. "Берут там всякую разную муть, чушь всякую собирают про меня, если это касается меня, про моих знакомых, и про людей, о которых я вообще никогда не слышал. Про какие-то места, где я бывал. Про какие-то места, о которых я тоже никогда не слышал. Собирают там какие-то бумажки, фотографии, одежду. Потом создают такой продукт и предъявляют его", - цитирует ТАСС слова Медведева. Премьер отметил, что людям, которые смотрят подобные фильмы сложно во всем разобраться, поскольку такие материалы имеют хороший бюджет и сделаны достаточно добротно.
Тем не менее, Медведев подчернул, что за таким "компроматом" не стоит никакой реальной истории, а только цель вывести на улицы людей в поддержку своих "шкурных" интересов. "Тем не менее через социальные сети молодежь вытаскивают, эта молодежь выходит с определенными лозунгами, причем, выходит, к сожалению, с нарушением закона, то есть, по сути, их подставляют под правоохранительную машину, а они из-за этого потом страдают. Это бесчестная позиция, это просто способ достичь собственных шкурных целей. Я по-другому это охарактеризовать не могу", - приводит ТАСС слова премьера.
«Тот персонаж, о котором вы говорите, открыто говорит: „Все плохие, изберите меня президентом!“ Так, без всякого стеснения. И при этом тащит на улицы людей», — заявил глава правительства в ходе посещения мясоперерабатывающего комбината «Тамбовский бекон». Он добавил, что не намерен поддаваться на провокации, так как нервы у него крепкие.
5 апреля Госдума должна была рассмотреть предложение КПРФ по проверке данных о недвижимости Дмитрия Медведева. Но спикер парламента Вячеслав Володин, по сведениям источников, выступил против этого, заявив, что «неправильно вовлекать Дума в эту историю». «У всех фракций есть понимание, что надо объединиться, чтобы защитить премьера от нападок Навального, который поет с голоса западных спецслужб», —процитировал Володина один из собеседников РБК.
Хотя Дума хочет защитить премьера от нападок, сможет ли она или любой другой орган защитить Дмитрия Медведева от неодобрения в обществе, которое заметно растет? И если вопрос об отставке или расследовании не рассматривается принципиально, то какие меры может предпринять власть для улучшения имиджа главы кабмина?
Социолог «Левада-Центра» Степан Гончаров считает, что рейтинги премьера и власти в целом будут зависеть как от их действий, так и от того, удастся ли оппозиции поддержать протестный накал.
— Падение рейтинга премьер-министра после прошедших выступлений было предсказуемым, но конкретные цифры все равно оказались несколько неожиданными. 10% за один месяц — это довольно много. А главное, что это сказывается на показателях одобрения деятельности правительства в целом. Там снижение не так велико — на 6%, но все равно достаточно заметно.
Обвинения в адрес Дмитрия Медведева затрагивают всю политическую систему, так как он является вторым лицом в государстве. Но на доверии к Владимиру Путина эта ситуация не слишком отразилась. 82% и 84% - это показатели в рамках статистической погрешности.
То, как будет вести себя рейтинг президента в дальнейшем, покажет, будет ли снижение доверия к Медведеву иметь далеко идущие последствия. Именно рейтинг Владимира Путина является системообразующим. Пока люди доверяют президенту, мы не ожидаем серьезного роста недовольства в стране. Но камень вода точит, и происходит постепенное размытие доверия к институтам власти в целом.
«СП»: — Почему при падении рейтинга почти всех ветвей власти, количество людей, которые считают, что страна идет в правильном направлении, почти не изменилось?
— Все не может обрушиться одномоментно из-за одного дня протестных акций, пусть и масштабных. Пока что это уникальное в своем роде событие. Если такие мероприятия будут проходить регулярно (хотя возможность оппозиции постоянно выводить людей на улицы вызывает сомнение), тогда мы, возможно, увидим дальнейшее падение рейтинга Медведева.
Тема коррупции в данном случае была не надумана, но поднята искусственно. Не было яркого инфоповода для расследования, а оно само стало информационным поводом. Фонд Навального сам провел расследования и сам же организовал протест. Если они и дальше смогут создавать такие «селф-мейд» вещи на пустом месте, тогда станет понятней, как будут развиваться события дальше.
Не исключено, что Навальный уйдет от общефедеральной к локальной повестке. У этого есть определенный ресурс, так как людей больше волнуют их житейские проблемы, связанные с ЖКХ, территорией вокруг дома, застройками, парковками и так далее. Кроме того, можно подключиться к протестам дальнобойщиков и другим акциям. Если оппозиции удастся мобилизовать эти настроения, мы увидим дальнейшую динамику снижения рейтингов власти.
Пока же говорить о том, что это долгосрочный тренд, нельзя. Мы провели лишь один замер после шествий. Причем они прошли относительно недавно и все еще на слуху. Что будет дальше, покажет только время.
«СП»: — Что может сделать власть для того, чтобы вернуть одобрение общества?
— С одной стороны, для повышения рейтингов достаточно простого замалчивания. Если люди увидят, что нет усиления давления со стороны оппозиции, и удастся все это затереть и забыть, тогда рейтинги постепенно вернутся. Мы видели нечто подобное на митингах 2011-2012 года, когда была большая мобилизация людей, но этот накал достаточно быстро спал, и потом несколько лет мы не видели ничего подобного.
Но с другой стороны, сложно представить, что оппозиция в лице того же Навального сейчас так просто выпустит ситуацию из своих рук. Если оппозиция сможет уйти от общеполитических митингов к формату местных проблем, которые накапливаются, это сможет поддержать протестный накал.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что об отставке премьера речи не идет, но он и его команда должны извлечь из этой ситуации урок.
— Обвинения в коррупции, конечно, не могли не сказаться на рейтинге премьер-министра, и они закономерно снизились на 10%. Это ситуативное падение, которое вполне можно отыграть дальнейшей позитивной работой. Но это все равно урон для системы и урок для нашего бомонда, что ни в коем случае нельзя оставлять без ответа серьезнейшие обвинения в свой адрес. Впрочем, похожие проседания у Дмитрия Анатольевича в истории уже бывали и, думаю, он с ними справится.
«СП»: — А как ему справиться с ними в этом случае?
— Во-первых, нужно учиться разговаривать с людьми. Потому что объяснения Медведева, сделанные на мясоперерабатывающем заводе, о том, что он не имеет отношения к этим обвинениям, были для публики недостаточно понятным и убедительны.
Во-вторых, нужно подбирать себе консультантов, которые будут честно говорить о том, что есть проблема, которая должна быть решена в кратчайшие сроки. Нужно подготавливать ответную информацию, а не игнорировать обвинения.
Но, повторюсь, нужно, в первую очередь, честно и открыто говорить с людьми, не бояться неудобных вопросов, не выжидать в течение длительного периода, пока что-то не изменится. Думаю, это стало хорошим уроком не только для Дмитрия Анатольевича, но и для всей политической элиты.
«СП»: — Значит, об отставке премьер-министра речи по-прежнему не идет?
— Напомню, что Дмитрий Анатольевич является не только премьер-министром Российской Федерации, но и лидером «Единой России». 19 апреля планируется отчет правительства перед Госдумой, которая на 363 мандата из 449 состоит из единороссов. Трудно представить, что депутаты высекут самих себя и своего лидера. Значит, скорее всего, Госдума правительство поддержит.
Сомнительно, что Владимир Путин отправит в отставку правительство, только что получившее одобрение парламента. Значит, любые действия по увольнению премьера президенту придется предпринимать до 19 апреля. А это слишком короткий промежуток времени, и любые подобные шаги будут выглядеть, как принятые под давлением кучки оппозиционеров и их сугубо косвенных обвинений. Поэтому говорить об отставке Дмитрия Медведева даже в свете снижения рейтинга не стоит.
Мария Безчастная
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.