Прочитанные книги 2022 - 38, 39, 40

Вера Петрянкина: литературный дневник

38. Первый роман невероятной трилогии Елены Катишонок называется "Жили-были старик со старухой".
Этот роман, по точному слову Майи Кучерской, - повествование о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям.
"...Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, "вкусный" говор, забавные и точные "семейные словечки", трогательная любовь и великое русское терпение - все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти - всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель..." Дина Рубина
Роман удостоился премии Ясная Поляна 2011 года в номинации «XXI век».



К этой книге давно примеривалась. Почему-то не нравилось название, не хотелось про старика и старуху читать. Но после романа "Джек, который построил дом", поняла, что читать буду и прочту все романы Елены Катишонок.
Эта книга равнодушным не может оставить никого! Такие судьбы, такие яркие образы, а страсти какие кипят! Матрёна и Григорий, конечно, столпы. Дети, внуки, правнучка - все очень живые, каждый - с особенным характером. Интересно: кроткие и гордые. Мотя, Ира - кроткие, Тоня, Сима - гордые.
Грех непрощения очень страшен. Женщины в этой семье страдают им.
Одним из ярких элементов сюжета являются сны. И вещие, и пустые, они подготавливают читателя к поворотам судеб героев.
В финале и заплакать незазорно.


38. Второй роман трилогии - "Против часовой стрелки".
Один из главных "героев" романа - время. Оно властно меняет человеческие судьбы и названия улиц, перелистывая поколения, словно страницы книги. Время своенравно распоряжается судьбой главной героини, Ирины. Родила двоих детей, но вырастила и воспитала троих. Кристально честный человек, она едва не попадает в тюрьму... Когда после войны Ирина возвращается в родной город, он предстает таким же израненным, как ее собственная жизнь. Дети взрослеют и уже не помнят того, что знает и помнит она. Или не хотят помнить? - Но это означает, что внуки никогда не узнают о прошлом: оно ускользает, не оставляя следа в реальности, однако продолжает жить в памяти, снах и разговорах с теми, которых больше нет. Единственный способ остановить мгновенье - запомнить его и передать эту память человеку другого времени, нового поколения. Книга продолжает историю семьи Ивановых - детей тех самых стариков, о которых рассказывалось в первой книге автора ("Жили-были старик со старухой").


Возможно, сейчас такое время, когда хочется читать что-нибудь повеселее, но мне эта книга далась с трудом. Периодически тоска становилась физически ощутимой, вязкой, я быстро искала другой роман, чтобы вынырнуть и глотнуть воздуха. Слишком уж мало здесь радости! Да, жизнь тяжёлая, человек испытывает много страданий, болеет (тут повтор одной болезни, видно, автор знает о ней не понаслышке), вспоминает ушедших. Но свет тоже есть! И вот его здесь маловато. Следующий роман - об Ольге. Там тоже страдания и болезнь. Будет ли там радость? Попробую выяснить.


40. Третий роман называется "Свет в окне".
Новый роман Елены Катишонок продолжает дилогию "Жили-были старик со старухой" и "Против часовой стрелки". В том же старом городе (Риге) живут потомки Ивановых. Странным образом судьбы героев пересекаются в Старом Доме из романа "Когда уходит человек", и в настоящее властно и неизбежно вклинивается прошлое. Вторая мировая война глазами девушки-остарбайтера; жестокая борьба в науке, которую помнит чудак-литературовед; старая политическая игра, приводящая человека в сумасшедший дом... СВЕТ В ОКНЕ — роман о любви и горечи. О преодолении страха. О цели в жизни — и жизненной цельности. Герои, давно ставшие близкими тысячам читателей, неповторимая интонация блестящего мастера русской прозы, лауреата премии "Ясная Поляна".


Из всех романов трилогии этот, пожалуй, понравился мне больше всего, потому что я улыбалась. Печали, горечи, трагедий в этом романе не меньше, чем в предыдущих, но у меня был повод для улыбки - "Сага о Форсайтах". "Сагу" читает и бесконечно перечитывает Оля, работу по "Саге" пишет Настя, от нечего делать роман читает и её подружка Зинка, серьёзный научный труд по той же "Саге" задумал Присуха. И это не простое упоминание, - Форсайты здесь словно родственники героев. Необычным является анализ образа Ирэн. "Манекен", "собственница, хищница" - совсем не то, что преподносилось в критической литературе тех лет. Для меня "Сага" долгие годы была любимой книгой, я тоже в своё время писала по ней работу. Поэтому и улыбалась, и вспоминала о своём. Такой приём - проникновение романа в роман (в данном случае, саги в сагу) мне ещё не встречался ни разу. Потрясающе!

Ну, и конечно, многочисленные сюжетные линии на фоне исторических событий бесконечно интересны.



Другие статьи в литературном дневнике: