Прочитанные книги 2022 - 43, 44

Вера Петрянкина: литературный дневник

43. С упоением читала новейший роман Энтони Дорра, автора книги «Весь невидимый нам свет», удостоенной Пулитцеровской премии; как и этот международный бестселлер, «Птичий город за облаками» включен в шорт-лист Национальной книжной премии США. Роман выстроен подобно матрешке (или «Облачному атласу» Дэвида Митчелла): здесь хитроумно перекрещиваются жизни и судьбы Анны и Омира, пребывающих по разные стороны стены в осажденном турками Константинополе 1453 года, а также пожилого энтузиаста древнегреческой литературы Зено и юного экотеррориста Сеймура в современном Айдахо, а также Констанции, которая летит к далекой экзопланете на корабле «Арго» под управлением всезнающей Сивиллы. Подобно Мари-Лоре и Вернеру в романе «Весь невидимый нам свет», все пятеро здесь – мечтатели и аутсайдеры, не теряющие надежды и посреди самого беспросветного, казалось бы, хаоса и отчаяния: «„Птичий город за облаками“ показывает, что для нас еще не все потеряно – и что важным инструментом спасения является именно литература» (Boston Globe) – например, мифическая история древнего грека Аитона, мечтающего обернуться птицей и улететь в сказочный заоблачный город…


Это одна из самых удивительных и увлекательных книг из прочитанных мной.
Мне понравилось во всех временах этой книги, в том числе и в мире сказки об Аитоне, но более всего порадовал мир Омира и Анны, в котором у людей было только то, что им действительно необходимо.

Много поэзии в этой прозе, много красоты, много мудрых мыслей.
"К чему это неотступное желание быть не здесь, постоянно искать что-то новое? Летишь дальше звёзд, и всё, чего ты хочешь - вернуться домой".

Ароматы цветов, трав, моря, готовящейся на огне еды будут создавать у вас эффект 4D. Читайте и радуйтесь!


44. Возвращаясь к творчеству Елены Катишонок, прочла сборник "Счастливый Феликс: рассказы и повесть".
«Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – все то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель», – так отозвалась Дина Рубина о первой книге Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой». С той поры у автора вышли еще три романа, она стала популярным писателем, лауреатом премии «Ясная Поляна», как бы отметившей «толстовский отблеск» на ее прозе. И вот в полном соответствии с яснополянской традицией, Елена Катишонок предъявляет читателю книгу малой прозы – рассказов, повести и «конспекта романа», как она сама обозначила жанр «Счастливого Феликса», от которого буквально перехватывает дыхание. Да и другие рассказы, наверное, автор могла бы развернуть из «конспектов» в более просторные полотна. Могла бы – но не стала. Потому что знает цену точной детали, лаконичной фразе, мастерски выстроенному сюжету. Единый сюжет есть и у всей книги. Автор видит его так: «от сияющего бесконечного дня ребенка к неумолимой взрослой осени, когда солнце движется к закату, но тем неистовее становится желание жить».


Читается книга, безусловно, легко, автор владеет русским языком прекрасно, но послевкусие остаётся горькое, особенно после повести "Петербургская старушка". Тем, кто хочет хотя бы в книгах найти радость, читать не советую.



Другие статьи в литературном дневнике: