Литература и жизнь

Виктор Улин: литературный дневник

Литературное произведение никогда не возникает в пустоте, оно не может существовать в отрыве от реальной жизни.


Даже ублюдочное фэнтэзи, моделирующее сущности, невозможные в истинном мире, полностью отталкивается от жизни, создавая своего рода антиреальность.


Для реалистической же литературы связь с жизнью настолько естественна, что является корреляционной. Вопрос встает лишь о ее тесноте. При кажущейся простоте это – серьезная проблема для литератора.


Чтоб пояснить важность правильного выбора, обращусь к привычной авиационной терминологии.
Теснота привязки литературного произведения к реальной жизни напоминает выбор оптимальной высоты бомбометания при горизонтальном полете.


Чем ближе земля, тем точнее удар – но при чрезмерной малой высоте можно оказаться уничтоженным взрывом собственных бомб.
А при высоте слишком большой порывы ветра, завихрения воздуха и прочие атмосферные моменты унесут бомбы далеко от цели.


Так и в литературе.


Произведение, в котором вообще нет вымысла, некоторые авторы считают единственно верным образцом. (Хотя и напоминают песню чукчи, едущего по тундре) Спору нет, порой интересно пробежать по диагонали пару злободневных очерков. Но это быстро надоедает читателю, особенно соотечественнику, поскольку бесконечный перепев одних и тех же деталей не несет ничего нового, не отвлекает от повседневности, не дает катарсиса.
Это – не литература, а просто БЫТОПИСАТЕЛЬСТВО.


Другая крайность – гнать чистый вымысел, да еще не владея материалом. Например, детектив с засадами и перестрелками – любимый жанр всех графоманствующих дур ЖПной части прозы.ру. Этот словесный понос, лишенный здравого смысла, на первый взгляд может даже показаться литературой.
Хотя это тоже не литература, а пошлейшая ЛИТЕРАТУРЩИНА.


И только оптимальное сочетание реальности и вымысла – вымысел, опирающийся на реальность, но не являющийся ее копированием – позволяет попадать точно в цель.


То есть создавать ЛИТЕРАТУРУ.



Другие статьи в литературном дневнике: