Прототипы

Татьяна Вика: литературный дневник

Откуду есть пошла русская революция со всем её бесчеловечием!
В 1869 свет увидела книжица "Катехизис революционера" за авторством Нечаева. Сей последний был прототипом Верховенского-младшего в "Бесах" и, судя по мыслям, был душою сущий бес.
В его катехизисе 26 пунктов, определяющих отношение к власти, обществу, товарищам и народу.
*
Революционер в этом тексте положительно похож на вора в законе старых понятий. "Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени…" То есть есть кличка и нет ни семьи, ни любви, ни чего либо дорогого для простого человека. Только разрушение, боль и смерть окружающих. Революционер подчеркнуто асоциален ради главной свободы - свободы убивать и грабить.
*
Весьма любопытно, как "бесы" относятся к власти и элите общества. Катехизис разлагает эту массу на четыре категории. Первые, это государственники (типа Столыпина), полезные обществу и опасные для революции. Их нужно убивать без жалости.
Потом идут те, "которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта". Это средние полицейские чины, охранники тюрем, может - капиталисты, озлобляющие народ вечной жаждой прибыли. Но самое интересное дальше!
*
Цитирую полностью: "К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами"
- Яркая идея по созданию пятой колонны, вероятно используемая не только революционерами, но и спецслужбами самых разных гос-в, пожалуй, и до сего дня.
Четвертая категория несколько похожа на третью: эта "категория состоит из государственных честолюбцев и либералов… Прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя,… и их руками мутить государство.
*
1905 год был далеко. Еще дальше были Февраль и Октябрь 17-го. Но душа народная изнывала от внутренних болезней, и беснующиеся языки выкрикивали программу действий для будущих поколений разрушителей. Сила окаменевших во зле проповедников была такова, то, содержимый в Петропавловской крепости, Нечаев сумел заразить своей проповедью значительное число охранявших его военнослужащих.
Но нам, вчитывающимся в пожелтевшие страницы, следует знать, что методология уничтожения нашего государства, принадлежа самым разным людям и организациям, по сути не меняется столетиями.



Другие статьи в литературном дневнике: