Главное дело.

Борис Силуанов: литературный дневник

Преподобный Макарий Великий призывает Христиан с помощью доброго жития и молитв собирать рассеянные по миру помыслы, чтобы Господь из злых помыслов сделал добрые. Куда собирать их? Внутрь тела, а именно – в сердце. Стоя умом вверху сердца, просить Бога, чтобы Он приблизился и очистил ум, желания и чувства, соединил их в один помысл, обращённый к Богу.


Вряд ли может человек сам войти вглубь ума и убить гнездящегося там змея. Если бы мог, то не посещали бы неподобающие помыслы, исходящие оттуда, из сердца. Значит, сила змеева там есть. А если бы не так, то были бы чистейшими, как Адам, даже трудно и радостно представить это сияние.


Итак, живя по заповедям, всеми добродетелями и силой Духа собирать помыслы, стоять вне, стучать и умолять.


И действительно, в Церкви стоим вне алтаря и молим. Священник не в счёт – он символизирует не человека, а Христа.



Как Бог прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христову, так может преложить у человека помыслы, то есть ум и сердце, а иначе душу, это творение, созданное быть чистым и сияющим.


И в частной молитве, тело является храмом, сердце – алтарём, а ум – жертвенником, если его, рассеянный, собрать из мира!



ПОДВИГНУТЬ БОГА ?..


Преп. Иосиф Исихаст в одном месте «Духодвижимой трубы» пишет о некоторой молитве: «Цель этого пpошения – подвигнуть щедpого Бога и Его Божественное милосеpдие к любви и состpаданию». 


Интересно! Встаёт вопрос. Зачем склонять Бога к проявлению милости, ведь Он Сам, являясь Всемилостивым, хочет её подавать? Но нет! Он уже сделал, что мог, не нарушив свободной воли человека, и теперь требуется ответное действие со стороны человека, а именно какая-то жертва (!) и какое-нибудь добро в этом направлении, и таким добром является молитва (за себя или за ближнего). Ведь молитва – это добро, а усилие молящегося является жертвой, в том числе стояние, поклоны, бдение, пост.


Таким образом Господь получает возможность вновь щедро изливать Свою милость, любовь и сострадание.


Милостыня, пожертвование на храм – тоже умилостивляющее действие, но молитва с усилием – особенно.



+++++++



ОТ СИМВОЛОВ - К РЕАЛЬНОСТИ.


На даче сидел я, грешный раб Борис, напротив окна, пил чай, и поднялся ветер, и не сразу, но повернув ум от простого смотрения к символическому – какому-то подобию созерцания, – в том ветре я увидел подобие движения другого Духа – Святого – движущегося непрерывно и повсеместно, охватывая все умы и души... а как Он действует – я сейчас не могу сообразить, но свидетельством всеохватности Его является дыхание каждого живого существа – движение воздуха в организме через ноздри и лёгкие – и далее через кровь по всему космосу малому... 


А как понимать действие Духа в душе и уме – пусть объяснит тот, кому Дух даст молитву и понимание.


+++++++


Успехи России при Екатерине Второй были отмечены возрождением умного делания (Иисусовой молитвы), чему способствовала деятельность митрополита Гавриила(Петрова) и преподобного Паисия (Величковского). Наоборот, крушению России предшествовали пренебрежение Иисусовой молитвой видными архиереями и разгон имяславцев на Афоне.


+++++++


...Исходя из веры в неизменность Промысла Бога о России, я прекращаю раздумья о русской идее и ухожу в духовные просторы Святой Руси.


Святая Русь – это всемирное настоящее и будущее.

Св. Русь как существовала, так и существует, это надо осознавать и использовать её силу, заключающуюся в том, что мирская деятельность плотно соединена с молитвой. Мирская деятельность никуда не денется, а молитву надо усилить и использовать как главное оружие.


Афонский старец Ефрем:


« Величайшая сила России – её святость и её молитва.
Сила Св. Руси в молитвах её детей, в святости святых русских. Сила Св. Руси в её смирении. Духовная высота и сила простого человека – в святости его смирения.
Сила Св. Руси именно в Святом Духе, в смирении, и все должны осознать эту свою великую силу.
Россия должна воевать не оружием, а Св. Духом.
Мы должны быть рядом со Христом, говорить с Ним.
Будем применять свою силу для молитвы за брата, а не для того, чтобы использовать меч в качестве оружия против брата своего».

+++++


ПОСЛЕДНИЙ СИГНАЛ, ГОВОРЯЩИЙ О ТОМ, ЧТО У ДВАДЦАТИ ОДНОГО И ОДНОГО УБИЕННОГО В КЕРЧИ НЕ БЫЛО ДУХОВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.


Преступление и трагедия в Керчи была попущена как сигнал, возможно, последний, о том, что наше бытие влечётся к концу. Если мы умом и сердцем допускаем, так сказать попускаем, такие невозможные преступления, стоящие вне законов природы, то мы уже согласились с концом нашего бытия. И этому предшествовало бесстрашное разрывание последних связей с Источником жизни, выраженное в пренебрежении верой.
И в исчезающем Духе жизнь подавала сигналы о самоуничтожении.
Ведь мы выбрали своим богом развлечения и удовольствия.
Уже в Кемерове был знак конца.
И в Керчи русская жизнь опять повернулась к небытию.
Причина – духовное истощение, религиозный голод, разложение воли ума, наши грехи.
Бога в душах нет.
Сердце опустошено.
Ум незряч.
Господа не слышим, только голоса мира, такой выбор сердца.
Зрится гибель русского народа...................
Если осознаем себя народом, придём в храмы, услышим голос Бога, изменим намерения сердец, помолимся за друзей, то Господь, может быть, ещё научит, что делать.



Другие статьи в литературном дневнике: