***

Борис Силуанов: литературный дневник

Вотъ, я поймалъ Тебя… А Ты поймалъ меня… Чего Ты хочешь отъ меня?..


После Причащения я почувствовал, что стал живой из мёртвых. Чувство было тонким, как всегда. После Причащения сердечное место даже не нужно искать – его легко увидеть по золотому свечению (конечно, в воображении).

+++++



Существенным поворотом в качестве молитвы лично для меня было представление о бесплотности души, а это представление появляется вместе с представлением о составе души из таких конкретных сил, как мыслительная (ум), вожделевательная (желание), раздражительная (чувство или воля – не могу понять, воля ближе к желанию или чувству) (и, возможно, прочих: совесть, любовь, вера и надежда, и таких даров, как мудрость, мужество и другие). Совершенно ясная бесплотность этих сил легко даёт понять такую же природу души. Кажется, я читал, что желание и воля относятся к низшим, страстным силам души. Они нуждаются в преображении и могут преобразоваться в любовь и терпение.


+++++


О ТОМ ЖЕ.


Говорят: душа – мысль. И это – так, если мы выделяем в ней одну из главных сил. А вообще она тройственна и цельна в одно и то же время, просто когда проявляется мысль (слово) тогда чувство и воля остаются как бы несколько в тени (или они как бы растворены в мысли, являются, может быть, той самой жизненной силой, о которой говорится в Мистагогии). А вообще душу я начинаю представлять истинно бесплотной как раз после того, как определю её силами (ум, чувство, воля, и затем – память, вера, упование, любовь…) Именно эти понятия о силах души: уме, воле и чувстве (иначе: мыслительной, вожделевательной и яростной) раскрывают сосредоточенную в физическом сердце сущность души как духовную область, в которой возможно (хотел сказать соединение или общение) обращение к Богу с мольбой и, действительно, общение…


+++++


… Благодарение Богу, Петр I не разрушил русскую Церковь и тем самым оставил живым русский мiр. Русский мiр влиял на верхи общества, где в то время, к сожалению, во многих дух христианского служения как самоотречения уже стал заменяться духом самостного себялюбия. Наиболее сильно влиял русский мир на Государей, бывших отцами всего народа. Дети часто влияют на отцов своей правдой. Дальше уже многое зависело от того, насколько Государь был способен влиять на своё правительство, что было трудно, так как там часто правили самостные интересы.

Какой помысл лежал в основе того или иного действия – вот что важно в истории.


+++++


Я осуждал человека за его мнимые неблагородные помыслы, якобы обнаруженные за его резкими словами, а сам в тот же день поступил намного хуже, не взяв в машину и не предложив подвезти бедного человека, идущего на станцию в холодный вечер, и всю дорогу мучился от этого и не мог успокоиться, и понял, что это было вразумление, разъяснение мне, кто же я на самом деле. Добрая наука от доброго Господа!


+++++



Бывало, желание согрешить определенным образом появлялось как следствие другой причины, как следствие уклонения желательной силы ума (о! откровение этих последних трёх слов! Как много света проливают они в потёмки жизни! ) Уклонения – от состояния какой-либо правды и истины, проникающей через совесть. Но уклонение происходит ещё от одной причины – от возложения надежды на себя, а не на Господа. И как же легко может уклониться от Господа ум, не вооружённый Божественным знанием и просвещением! И знание Божественного Писания лучше всего подаёт в страшный момент искушения нужные слова Господа – слова, полные Силы. Слова же святых отцов – подготовка и помощь к тому, чтобы обратиться к слову Божественного Писания. Уклонение же от Господа – это впадение в отчаяние.





Другие статьи в литературном дневнике: