Из частной переписки

Владим Филипп: литературный дневник

Всё чаще приходит в голову мысль, что евролакейство- национальная мечта Украины.
Более ста лет театралы в странах Западной Европы наслаждаются творчеством А.П. Чехова, пьесы которого ставятся на сценах в этой части света.
Представьте себе, выйдя после спектакля, публика Лондона, Парижа, Рима или Берлина вслед за героями «Трех сестер» начинает призывать на улицах: «В Москву!»
Если такое произойдет в одной из этих столиц, то я улыбнусь, пожму плечами и скажу: «Забавный перфоманс».
А что думают просвещенные европейцы, когда им транслируют новости о событиях в Киеве, где толпа скандирует: «Украiна – цэ Эвропа!»?
Любовь, дружба и уважение не знают государственных границ.


Мои друзья в Западной Европе – люди наидостойнейшие.
При общении с ними у меня, бывшей советской школьницы, «этнической азиатки» и «лица кавказской национальности» не возникают культурные диссонансы.
Их, также как и меня, коробят как унижение человеческого достоинства, так и лакейство.
Кроме прочего оно таит в себе опасность для адресата. Лакейский дух жесток. Кажется, Казанова заметил стилистическую черту Великой французской революции: лакеи научились хамить.
Так что, как сказал Поль Валери: «Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться».


Иллюстрация из личной жизни.
Приехала на отдых со внуками в Турцию.
В отеле – полный интернационал.
К соседнему номеру подходят поляки. Улыбаюсь, здороваюсь по-русски.
На меня не обращают внимания. Упс!
Скоро знакомлюсь с французами и вечером того же дня болтаю с ними у бассейна в баре.
Мои соседи-поляки замечают нашу компанию, излучают всяческое доброжелательство, в том числе и в мой адрес.
После этого эпизода они первыми стали со мной здороваться (по-русски) и пытались завести знакомство.
Я отвечала по-английски и не стала расширять общение. Без комментариев.
Разумеется, не все поляки таковы, ручаюсь. Однако этот стиль поведения присущ тем из них, кто выступал в Киеве в качестве евроагитаторов.
Условия, на которых Украина должна была подписать документы об ассоциации с Европейским союзом, были столь жестки, что я как-то засомневалась: а хочет ли ЕС на самом деле брать на себя ответственность за будущее этого замечательного народа?
Или сделано все, чтобы «спихнуть» эту головную боль России, которую попутно можно обвинить в «имперских замашках», «беспрецедентном давлении», неуважении к независимости и прочих «смертных грехах»?
Есть ли у России свои интересы в этой стране?
Есть.
Россия имеет такие интересы, что готова предоставить Украине выгодные условия и преференции. А что, Украина не имеет интересов в России?
Имеет.
И может ставить условия. Тогда о чем майданят?
Попробуем разобраться. Протестующие на Украине искренне верят, что Европа – это хорошо.
Быть европейцем почетно.
Тем самым они показывают, что к востоку от Украины расположены страны менее опрятные, более лохматые, с имманентно присущими им каннибальскими замашками. И живут там народы второго сорта.
Мусорные совки. Азиаты.
Иными словами, политическая география в представлении этих людей становится фактором онтологического характера: Европа – территория добра, а… к востоку – зла.
Чего стоит Совет № 2 в письме Юлии Тимошенко Виктору Януковичу!
«При всей масштабности российских ресурсов их нельзя сравнивать с возможностями всего демократического мира».
То есть, постоянный член Совета безопасности ООН не обладает ничем, кроме ресурсов, хотя и этого немало.
Роль России в урегулировании сирийской и иранской проблем не в счет.
Позиция России в скандале с Эдвардом Сноуденом тоже.
Охота светочей демократии за этим человеком, видимо, часть борьбы за тот порядок, за который ратует Юлия Владимировна.
В борьбе за «добро» певица Руслана готова стать факелом свободы и счастья (в прямом смысле) и грозит самосожжением.
Кому выгодны эти упрощения и редукционистская логика?
Народу Украины, ЕС, США, транснациональным элитным группам?
Почему исторический выбор сопряжен с потерей лица и достоинства, причем не только украинской оппозицией, но и европейскими политиками?
Я имею в виду их стояние с нерукопожатным антисемитом и расистом Олегом Тягнибоком.
Особенно это касается политиков из Германии.
То есть у себя дома полная денацификация, а к востоку от Германии, на Украине и в странах Прибалтики прорывается симпатия к «сверхчеловекам», выступающим против «недочеловеков»?
Украину пригласили к европейскому столу.
В качестве кого?
Голодного?
Возможно.
Однако есть варианты. Один из них очаровательно описан англосаксом Л. Кэрроллом в стихотворении «Морж и плотник» (перевод Д. Орловской):
«…Ах, устрицы! Придите к нам, -
Он умолял в тоске, -
И погулять, и поболтать
Приятно на песке.
Мы будем с вами до утра
Бродить рука в руке.
…- Нам нужен хлеб, – промолвил Морж, -
И зелень на гарнир,
А также уксус и лимон,
И непременно сыр.
И если вы не против,
Начнем наш скромный пир.
- Ах, неужели мы для вас
Не больше, чем еда,
Хотя вы были так добры,
Нас пригласив сюда!
А Морж ответил:
«Как блестит
Вечерняя звезда!
…- Мне так вас жаль, – заплакал Морж
И вытащил платок, -
Что я не в силах удержать
Горючих слез поток.
И две тяжелые слезы
Скатились на песок.
А Плотник молвил: «Хорошо
Прошлись мы в час ночной.
Наверно, Устрицы хотят
Пойти к себе домой?»
Но те молчали, так как их
Всех съели до одной».



Другие статьи в литературном дневнике: