18-04-2014 вторник

Новелла Лимонова: литературный дневник

(5 марта ст.ст.), Вторник.
Седмица 3-я Великого поста. Великий пост.


Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. Конона (икона) Исаврийского. Обретение мощей блгв. князей Феодора (икона) Смоленского и чад его Давида (икона) и Константина (икона), Ярославских чудотворцев. Мч. Онисия. Мч. Конона (икона) градаря. Прп. Марка Постника. Прп. Исихия Постника. Прмч. Адриана (икона) Пошехонского, Ярославского. Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Обретение мощей свт. Луки (икона) исп., архиеп. Симферопольского. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана. Иконы Божией Матери, именуемой "Воспитание" (икона).
На 6-м часе: Ис. IX, 9 - X, 4. На веч.: Быт. VII, 1-5. Притч. VIII, 32 - IX, 11.

глас 4
Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.



Книга пророка Исаии


ГЛАВА 9.


1Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.


2Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.


3Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.


4Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.


5Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.


6Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.


7Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.


8Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 9чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами.


11И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: 12Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.


13Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.


14И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: 15старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.


16И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.


17Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.


18Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.


19Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.


20И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.


ГЛАВА 10.


1Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.


3И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?


4Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.


5О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!


6Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.


7Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов.


8Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?


9Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?


10Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии,- 11то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?" 12И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.


13Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".


15Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!


16За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.


17Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.


19И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.


20И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.


21Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному.


22Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; 23ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.


24Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.


25Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их.


26И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет.


27И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его - с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.


28Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы.


29Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась.


30Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф!


31Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить.


32Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому.


33Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю.


34И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего.


Бытие


ГЛАВА 7.


1И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.


5Ной сделал все, что Господь повелел ему.


6Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.


7И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.


из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле 9по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.


10Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.


11В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый профиль удален день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; 12и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.


13В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.


14Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, 15и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 16и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним .


17И продолжалось на земле наводнение сорок дней , и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; 18вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.


19И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; 20на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.


21И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.


23Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.


24Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.Притчи Соломона


ГЛАВА 8.


1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?


2Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4"к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!


5Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.


6Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.


10Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.


12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.


13Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.


14У меня совет и правда; я разум, у меня сила.


15Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.


17Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.


20Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. 22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.


24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.


25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.


27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.


32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!


33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.


34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!


35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".


ГЛАВА 9.


1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4"кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: 5"идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".


7Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.


8Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.


10Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.


12 если ты мудр, то мудр для себя ; и если буен, то один потерпишь. 13Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16"кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17"воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".


18И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею.




Господи Святой, в вышних живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склоняемся душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и прости нам всякое согрешение, как вольное, так и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слёзы духовные от души, для очищения многих наших грехов, даруй великую Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабам Твоим. Ибо благословенно и преславно имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.



Другие статьи в литературном дневнике: