***

Новелла Лимонова: литературный дневник


Исповедь. Как правильно каяться.
Каяться нужно — в прошедшем времени. Девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»? Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину».Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию.» (святитель Игнатий Брянчанинов).Чем генеральная исповедь отличается от обычной? Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть. Почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех. Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа. Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать. Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством. «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции. Самое необходимое — почувствовать мир с Богом Общаться в чате
Категории блогов


Психология

Любовные отношения

Семейные отношения

Дети и подростки

Самопознание и развитие

Депрессия и апатия

Страхи и фобии

Стрессы и травмы

Зависимости

Профессия и карьера

Психогенетика

Life-Коучинг

Эзотерика

Юриспруденция

Учеба и наука

Технологии

Медицина

Красота, Здоровье

Бизнес

Дом, отдых, хобби

Религия

поиск
Следите за нами:

Блоги #Психология #Самопознание и развитие #У НАС МНОГО ЭНЕРГИИ!
У НАС МНОГО ЭНЕРГИИ!
В энергосистеме человека очень много энергии, и она не бесконечна, но ее достаточно для того, чтобы познать истину, вернуться к радостной жизни без маски — подлинному безбрежному и непотревоженному состоянию бытия.
Мы растрачиваем свою энергию через Маску личности. Маска личности живет за счет нашей внутренней энергии. Если мы откажемся от защиты личности, то начнем сохранять энергию. Когда накопится достаточное количество энергии, маска исчезнет. Она потеряет свое независимое и эгоистическое существование.
Ниже описаны 10 способов, которые помогут накоплению внутренней энергии, чтобы появилась возможность разобраться с другими расточительными манерами, подходами и привычками. Постепенно это приведет к проявлению осознанности, ответственности и подлинности, проявлению индивидуальности и потере контроля Маски личности над нашей жизнью.
В начале это будет трудно, а при погружении глубже в этот процесс, Маска личности будет постоянно пытаться дезориентировать, чтобы продолжать паразитировать. Но нужно не сдаваться и продолжать, чтобы достигнуть успеха и гармонии.
Вот эти 10 упражнений:


1. Прекратите говорить о прошлом.
Личность живет прошлым, она питается, когда вы рассказываете ваши истории. Каждый раз, когда вы заметите, что вы делаете это — остановитесь.
Чем больше вы будете практиковать это, тем легче у вас будет получаться. Возможно вы потеряете некоторых друзей, которые скажут, что вы становитесь скучными: вы теряете свою прежнюю привлекательную и стимулирующую личность. Это только показатель того, что вы на верном пути.
Будут такие моменты, когда вам будет необходимо обратиться к прошлому. В начале, чтобы разбить старую привычку, вы должны быть экстремальны. Экстремальность заключается в том, чтобы не говорить ничего из того, что относится к прошлому. Это касается и того, что произошло минуту назад, исключая действительно практические моменты, как например «ты отправил письмо?»
Не рассказывайте ваши грустные-грустные истории.
Прекратив говорить о прошлом, вы в значительной степени перестанете думать о нем, и это будет началом конца ваших беспокойств.
2. Будьте правдивы к ситуации
Будьте правдивы к ситуации, а не к вашим личным предпочтениям «нравится/не нравится». Личность живет эмоциональными колебаниями между тем что вам нравится и тем что вам не нравится. Она использует колебания этого маятника чтобы продлить свое существование.
Вы не можете полагаться на ваши предпочтения. Они меняются с годами и опытом. Поэтому будьте правдивы к ситуации, к событию или к условиям с которыми вы встречаетесь.
Что требует ситуация? Она может быть тем что не устраивает вас лично. Например, если вы нанимаетесь на работу, будьте правдивы к тому за что вам платят, а не к тому что вам нравится или не нравится. Если вы продолжаете реагировать отрицательно, будьте правдивы к ситуации и откажитесь, потому что ясно, что вы не сможете хорошо выполнять эту работу.
Помните что личность на самом деле наслаждается конфликтом в таких ситуациях. Она хочет чтобы вы продолжали делать работу, которая вам не нравится, чтобы затем проявлять эмоции и жаловаться на это своим друзьям. Это съедает энергию, которая должна быть направлена на действие тем или иным образом. Или вы выполняете работу, отказываясь от негативной реакции или вы отказываетесь от самой работы. Вот что значит быть правдивым к ситуации. Действие всегда проясняет запутанную энергию.
3. Откажитесь от своей неискренности
Перестаньте быть нечестными к себе и к своей жизни. В любой момент когда вы гневаетесь, обижаетесь или подавлены, это значит что вы не честны: вы не встречаете жизнь такой, как она есть.
Гнев возникает тогда, когда вы не можете двигаться своим собственным путем. Вместо того чтобы гневаться, вы должны посмотреть, что практически вы можете предпринять чтобы преодолеть препятствие. Если ничего сделать нельзя, значит ваше желание в данный момент невыполнимо. Будучи искренним, вы должны принять этот факт и отказаться от своего желания. Помните, что маска вашей личности и есть неискренность. Она скрывает от вас тот факт, что если у вас сегодня был очень возбуждающий опыт, то вероятно вы испытаете депрессию в течение нескольких следующих дней. Личность получает свое в обоих случаях, а вы платите за это.
4. Не говорите, если вам нечего сказать
Личность все время болтает. Болтовня съедает огромное количество энергии. Это упражнение для того, чтобы учиться меньше болтать.
Болтать означает говорить о чем-то: обсуждать, высказывать свое мнение, строить предположения, рационализировать и повторять то что вы слышали.
Это упражнение для того чтобы вы усвоили разницу между болтовней и говорением. Например, все высказываются о том, что нужно делать политикам. Вы не можете говорить о том что нужно делать политикам, до тех пор пока вы сами не сделали что-либо для исправления ситуации, например написали письмо политикам, позвонили им или проголосовали на выборах. Тогда вы совершите действие и сможете говорить из своего собственного опыта. Иначе вы просто болтун. Только действие или говорение о том чем вы живете является правдой.
5. Не жалуйтесь и не осуждайте
Одна из основных утечек энергии происходит когда вы жалуетесь на свою жизнь и обвиняете других людей и обстоятельства в ваших трудностях. Когда вы увидите что вы делаете это — остановитесь.
Истина в том, что вы ответственны за свою жизнь. Если вы обвиняете кого-то другого в том что происходит с вами, вы перекладываете ответственность с себя на других.
Быть ответственным — означает быть ответственным за все, что происходит с вами, разворачиваясь как ваша жизнь. Несомненно, вам постоянно приходится встречаться с трудностями. Они могут казаться вызванными внешними факторами. Но вы должны стараться делать лучшее чтобы справиться с ними. Такова жизнь.
Вы ведь не жалуетесь когда получаете повышение по службе? Вы не обвиняете босса. Вы чувствуете что заслужили это, что вы заработали это. Другими словами вы соглашаетесь с тем, что вы ответственны. Как же вы можете отказываться от ответственности за все те не очень хорошие события, которые случаются с вами?
Снова это неискренность личности. Она преподносит жизнь такой какой она не является, ей это сходит с рук, а вы продолжаете жаловаться и осуждать.
Следующие упражнения нужныдля того, чтобы разрушить некоторые кажущиеся тривиальными привычки, которые тем не менее съедают жизненную энергию
6. Не совершайте нервных, суетливых движений
Не позволяйте своим пальцам играть с карандашом или другими предметами. Не барабаньте пальцами по столу.
Специально для молодых мужчин: не качайте ногой, когда сидите и не хрустите суставами.
7. Прекратите занимать свой рот
Не жуйте жвачку или делайте это тогда, когда вам нужно освежить рот. Затем выплюньте ее, но не на землю (что является другим неосознанным проявлением личности).
Не облизывайте пальцы после того как вы потрогали пищу. Однажды вы стали делать это и это превратилось в привычку, и даже ваши лучшие друзья не скажут вам об этом.
Не просите попробовать кусочек с тарелки вашего партнера. Либо поделите поровну, либо закажите для себя еще. Это жадность личности и ее страсть к новым переживаниям и безответственность по поводу своих желаний.
8. Для женщин
Не запускайте пальцы в волосы, когда вы разговариваете или высказываете свое мнение. И не играйте с ними, накручивая локоны на пальцы.
Если вы пользуете косметикой, начните отказываться от нее. Всего три месяца уйдет на то, чтобы прекратить думать что вы ужасно выглядите. Косметика без сомнения является защитой личности, уловкой, скрывающей ужасную правду маски.
9. Привычные словечки
Помните, что личность зависит от привычных бессознательных выражений. Во время разговоров, обращаясь к партнеру, друзьям или кому-либо, прекратите использовать такие привычные обращения как «дорогой», «любимый», «мой милый», «моя радость»… Используйте обычное имя человека.
Когда вы порвете с этой привычкой, вы обнаружите, что ласковые выражения приходят спонтанно и уместно. Но для начала, чтобы разрушить привычку и принести в ситуацию осознанность, не используйте подобные выражения.
Не задабривайте своих партнеров льстивыми словами и действиями, когда вы знаете, что собираетесь быть с ними нечестными или сделали что-то, что им не понравится. Наоборот, скажите: «Мне не хочется говорить тебе правду, потому что я не хочу, чтобы ты реагировал на то, что я сделал или собираюсь сделать». Затем скажите им прямо, что вы сделали или собираетесь сделать. В большинстве случаев вы обнаружите, что не станете делать то что собирались или просто сделаете это и получите их осуждение. По крайней мере вы были искренни, а такая искренность ослабляет маску.
Не употребляйте бессознательные фразы типа «скажем так...», «ну, вы понимаете...», «ты знаешь...» и другие подобные выражения. Все они являются привычкой — бессознательными словами-паразитами западной личности, распространенными ныне повсеместно.
Также не говорите «по правде говоря...», «если честно...», потому что это подразумевает то что вы собирались быть нечестными или что обычно вы лжете.
Такие фразы не имеют действительного смысла и являются разговорной маской.
10. Не гримасничайте
Например, не хмурьте брови, не прищуривайте глаза, не поджимайте губы и не смотрите наверх перед тем как ответить на вопрос. Это личность притворяется серьезной, правдивой и умной, показывая что она глубоко задумалась.
Помните, что личность — это актер, оперирующий гримасами и другими гротескными, искаженными выражениями лица, чтобы обеспечивать себе существование. Чем более спокойно и непосредственно ваше лицо, тем более вы в соприкосновении со своим существом.
Вот эти десять упражнений. Практикуйте их в своей повседневной жизни в течение примерно двенадцати месяцев и вы постепенно отделитесь от господства личности.
В процессе разборки личности и становления более единым с жизнью, вы начнете чувствовать некоторую дезинтеграцию. Временами вам будет казаться, что вы превращаетесь в ничто и теряете свою суть. Знайте, что вы теряете не себя, не свою сущность, а свою личность. Ничто из того, чем вы являетесь не исчезнет. Все что уходит — это привязанности, идентификация с вещами, которые личность называла «я» и «мое». И это включает в себя и ваши наиболее интимные и сокровенные представления о том, что такое жизнь и любовь.
В конце концов, я познаю, что ничто не является «моим», даже мое тело. Я нахожусь позади всего — существо под маской.
Я есть конец маскарада.
Это здесь, внутри вас, ждущее, чтобы вы жили этим. Вам не нужно сражаться за это, искать или создавать это, это вы. Это вы. Это ваше. Само ваше существо.



Другие статьи в литературном дневнике: