***

Новелла Лимонова: литературный дневник

ОЛЬГА (ЕВДОКИМОВА), МЦ.


10 февраля 2016 г. ( 28 января ст.ст.), среда.
Седмица 37-я по Пятидесятнице. День постный.


Разрешается рыба.
Прп. Ефрема (икона) Сирина. Прп. Феодосия (икона) Тотемского. Прп. Палладия пустынника. Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского. Прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Ефрема (икона) Печерского, еп. Переяславского. Св. Феодора исп., пресвитера. Сщмч. Игнатия, еп. Скопинского. Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея. Мц. Ольги. Прп. Леонтия (икона) исповедника. Суморинской-Тотемской (икона) иконы Божией Матери.
Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6. Мк., 51 зач., XI, 23-26. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Му­че­ни­ца Оль­га (Оль­га Ва­си­льев­на Ев­до­ки­мо­ва) ро­ди­лась 11 июля 1896 го­да в се­ле Но­во-Рож­де­ствен­ское Ра­мен­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Отец Оль­ги ра­бо­тал лес­ни­ком в име­нии по­ме­щи­ка Ильи­на. Оль­га окон­чи­ла сель­скую шко­лу и вы­шла за­муж за кре­стья­ни­на Пет­ра Мат­ве­е­ви­ча Ев­до­ки­мо­ва; во вре­мя вой­ны 1905 го­да он был при­зван в ар­мию, по­сле вой­ны стал ра­бо­тать на фаб­ри­ке в Ра­мен­ском, а с 1914 го­да страж­ни­ком в се­ле Мих­не­во; он умер в 1921 го­ду, и Оль­га оста­лась с дву­мя детьми. Она с дет­ства бы­ла при­хо­жан­кой хра­ма Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Но­во-Рож­де­ствен­ском и при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие во всех со­бы­ти­ях, ко­то­рые ка­са­лись хра­ма.
По­сле то­го как храм в 1937 го­ду был за­крыт, Оль­га Ва­си­льев­на бы­ла 4 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­на вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми, пса­лом­щи­ком и ста­ро­стой хра­ма, за­клю­че­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­ше­на.
— Дай­те по­дроб­ные по­ка­за­ния о ва­ших свя­зях с цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми при­хо­да.
— Моя связь с цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми вы­ра­жа­лась на поч­ве ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и цер­ков­ных об­ря­дов, то есть я ак­тив­но по­се­ща­ла цер­ковь, при­ни­ма­ла у се­бя на квар­ти­ре свя­щен­ни­ков и счи­таю цер­ков­но­слу­жи­те­лей сво­и­ми ду­хов­ны­ми на­став­ни­ка­ми, с ка­ко­вы­ми свя­зи до сих пор не те­ряю.
— Дай­те по­дроб­ные по­ка­за­ния о ва­ших контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­кри­ках по адре­су пред­ста­ви­те­лей со­вет­ской вла­сти в тол­пе цер­ков­ни­ков.
— Я го­во­ри­ла, что цер­ковь не нуж­но да­вать за­кры­вать, а нуж­но вы­брать че­ло­ве­ка и по­слать с хо­да­тай­ством в Моск­ву, чтобы цер­ковь оста­вить за на­ми. Кро­ме то­го, го­во­ри­ла, что вот, го­во­рят, сво­бо­да, а тут опять нас при­тес­ня­ют, а при­тес­ня­ет нас, ве­ру­ю­щих, на­ша сель­ская власть.
— Кто под­учил вас вы­рвать у цер­ков­ной ста­ро­сты клю­чи и пе­ре­дать их Ко­пей­ки­ной, при­гро­зив ей клю­чи от церк­ви пред­ста­ви­те­лям вла­сти не да­вать?
— Клю­чи у цер­ков­ной ста­ро­сты я не вы­ры­ва­ла, а толь­ко ска­за­ла, что клю­чи здесь ни при чем, — по­ве­сят пе­чать или за­кро­ют дру­гим зам­ком, и на­ши клю­чи оста­нут­ся ни при чем.
— Кто вну­шал вам стать на путь от­кры­той ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции с при­зы­вом борь­бы про­тив со­вет­ской вла­сти от­но­си­тель­но ре­ше­ний со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства за­крыть цер­ковь?
— Это мне ни­кто не вну­шал, я са­ма со­зна­тель­но ста­ла на этот враж­деб­ный путь, по­то­му что со­вет­ское пра­ви­тель­ство невер­но по­сту­пи­ло, за­крыв цер­ковь в на­шем се­ле.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Оль­гу Ва­си­льев­ну к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Оль­га Ва­си­льев­на Ев­до­ки­мо­ва скон­ча­лась в за­клю­че­нии 10 фев­ра­ля 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.



Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)


«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 402–404


Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/



Вроде как наступила зима



Другие статьи в литературном дневнике: