Третье занятие на курсах имело новшество: нас посадили в кружок, и эта позиция действительно выигрышная - всех зришь, не надо разворачиваться в сторону очередного говорящего. Но зато много лишних разглагольствований - люди, стремящиеся к лидерству, привлекают к себе внимание чересчур активно. Хотя и я не без греха - похвасталась, что редактировала Ольгу Кузнецову, напечатанную в "Дружбе народов", и корректировала роман Елены Колядиной, попавший в шорт-лист нового "Русского Букера".
Темой занятия были сюжет и фабула, вот где путаница-то! Оказывается, фабула первоначальна, это "скелет" произведения: изложение событий в определённой последовательности, в причинной связи, вне зависимости от сюжета. Фабула - (по-латински - басня, рассказ, история) - в линейном, хронологическом порядке, в причинно-временном развитии. Произведение может быть и бесфабульным, например, дневники, хотя они и последовательны в описываемых промежутках времени. В бесфабульных произведениях НЕТ ИНТРИГИ!
Бессюжетным произведение тоже может быть, но это какие-то экспериментальные вещи. Сюжет - это способ изложения фабулы. Это "мясо" на "костяке" фабулы. Сюжет - по-французски - "предмет" - конкретное воплощение, со всеми особенностями подачи.
Обычно, рассказывая о произведении, мы передаём фабулу: герой там-то родился, на той-то женился, и то-то с ним произошло, и чем всё это закончилось. Сюжет же может начинаться именно с момента женитьбы, а уж потом герой рассказывает, где он родился, а затем читатель узнаёт, чем закончилась история его жизни, а почему - и что именно с ним произошло - автор может сообщить в заключительной части. Всё - по прихоти автора! Недаром говорится: "Лихо закручен сюжет"! Фабула же линейна и последовательна, именно её автор имеет ввиду, задумывая произведение.
Начиная произведение, автор сознательно или неосознанно, но выстраивает некий план произведения, который по структурной традиции состоит из следующих частей:
I Экспозиция - вводная часть.
II Завязка - коллизия, конфликт.
III Нарастание конфликта, перепетии.
IY Кульминация, максимальное напряжение.
Y Развязка,разрешение конфликта.
YI Эпилог.
Интрига - запутывание, манипуляция действующии лицами. Новеллы (классический жанр) завязаны на интриге. Новелла - это рассказ о необычном действии с необычным концом. Первые романы явились именно из сборников новелл с общими героями: "Декамерон", или "Дон Кихот" Сервантеса, или "Тысяча и одна ночь".
В произведении может отсутствовать какая-то из вышеперечисленных частей. Это называется "плюс-минус приём" - художественный приём или сюжетный момент с нарушением структурной традиции. Приём автора - упустив одну из частей произведения, тут же признаться в этом в тексте произведения, пример - "Гробовщик" из "Повестей Белкина" А.С. Пушкина, когда автор признаётся в начале, что пренебрёг общепринятым вступлением с непременным описанием своих героев. Таким образом, ломка конвенции (традиции) тоже стала традиционной.
Несколько моментов произведения, наиболее важных для продвижения его читателям:
1. Название произведения, причём заголовок и подзаголовок несут разные функции.
а) Привлекать внимание.
б) Выражать суть произведения.
2. Первая фраза (как начинается произведение) - очень важный элемент, который должен быть оправдан дальнейшим текстом. Она должна быть самой сильной и погружать в мир произведения моментально, как гаснущий свет в кинотеатре погружает зрителя в мир фильма.
3. Последняя фраза - ключ ко всему произведению.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.