***

Нина Писарчик: литературный дневник

Читаю Ариадну Эфрон, "О Марине Цветаевой". Читаю жадно, вникая в подробности реальной, бытовой и будничной жизни поэтессы - глазами дочери, в то время ребёнка. Встречаю такую фразу: "Город - всегда взаимность". И соглашаюсь, точнее, удивляюсь, так как давным-давно поняла: насколько ты любишь (или не любишь) любой город, в котором оказываешься, настолько он отвечает тебе взаимностью! Первая моя любовь - Питер, тогда - Ленинград, который поразил, не унизив, своим величием и воспринял меня (14-летнюю провинциальную школьницу) адекватно, то есть снисходительно, а затем со страшной силой тянул к себе - во все периоды его (и моей) жизни: и будучи европейской столицей СССР, и "бандитским Петербургом", и городом развалин и вывесок исключительно на английском, и нынешним туристическим центром. Противоположные истории с Москвой и Витебском. Москва долгие годы была для меня перевалочным пунктом между поездами, и "убивать время" было бесконечно нудно и тяжело. В какой-то момент мне пришлось там поселиться, но я не любила ещё этот город, не впускала в сердце, с любопытством только перемещаясь по историческим и замечательным чем-то местам. Затем ещё заход - литературные курсы в Москве. И хотя жила я в перенаселённой квартире с "понаехавшими" на заработки российскими маргиналами, и заботы об уборке общедоступных мест пришлось добровольно взять на себя (не зарастать же грязью), и (помимо учёбы) необходимо было работать, чтобы оплачивать "угол" и еду, знакомство с Москвой наконец-то подошло вплотную - и не разочаровало. Я чувствовала, что становлюсь своей, родной - не кому-то в городе, а самому городу! Подобное происходило и с Витебском, который становился мил мне по мере знакомства с городом, то есть по степени растворения в нем и принятия его...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.08.2021. ***
  • 26.08.2021. ***
  • 01.08.2021. ***