Махмуд Эсамбаев и Уланова Galina Ulanova 1910-1930

Рюнтю Юри: литературный дневник

2009: СЕРИЯ ИЗ 10 КНИГ Юри Мэттью Рюнтю / Publication Announcement-2009 Australia RU / http://proza.ru/diary/yuri2008/2008-09-03 / 2022


Charitable Organization “The World Patrick White Intellectual Heritage: Australia” starting publication of the 10-Books of Australian Writer Yuri Ryuntyu in this year of his the 60-th jubilee: 1949-2009 in English, Russian and French:


Book 1
2009 ROCK IDOL & SUPERSTAR: Freddie Mercury and Rudolf Nureyev
ISBN 978-0-9806446-0-9 ART DOCUMENTARY: 1938-1993
Book 2
2009 RUDY NUREYEV: WITHOUT MAKE-UP
ISBN 978-0-9806446-1-6 SHORT STORY
Book 3
2009 ROUDI NOUREEV: Sans Maquillage
ISBN 978-0-9806446-2-3 SHORT STORY
Book 4
ISBN 978-0-9806446-3-0 BALLET DOCUMENTARY: 1910-1997
2009 ОДНОТОМНИК ВЕЛИКИЕ НЕМЫЕ: НУРЕЕВ УЛАНОВА ДУДИНСКАЯ ЭСАМБАЕВ ПЛИСЕЦКАЯ АЮХАНОВ
Book 5
2009 СУПЕРЗВЕЗДА & РОК-ИДОЛ : НУРЕЕВ И МЕРКЮРИ
ISBN 978-0-9806446-4-7 ART DOCUMENTARY: 1938-1993
Book 6
ISBN 978-0-9806446-5-4 THEATRE DOCUMENTARY: 1917-1997
2009 ОДНОТОМНИК РЕКВИЕМ ДЛЯ ФАРИСЕЯ: ЮРИЙ ЛЮБИМОВ
Book 7
ISBN 978-0-9806446-6-1 SCIENCE FICTION
2009 ОДНОТОМНИК ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ: АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Book 8
ISBN 978-0-9806446-7-8 SHORT STORY
2009 ОДНОТОМНИК СКАЗКИ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА
Book 9
ISBN 978-0-9806446-8-5 THEATRE DOCUMENTARY: 1936-1996
2009 ОДНОТОМНИК РЕЦЕПТ ДЛЯ ГЕНИЯ: РОМАН ВИКТЮК
Book 10
2009 РУДИ НУРЕЕВ: БЕЗ МАКИЯЖА
ISBN 978-0-9806446-9-2 SHORT STORY


СЕРИЯ ИЗ 35 КНИГ Юри Мэттью Рюнтю: Youri Mathieu Runtu: Yuri Matthew RYUNTYU - ПРОФИНАНСИРОВАНA СУПЕРЗВЕЗДАМИ МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ И МУЛЬТИМИЛЛИОНЕРАМИ НУРЕЕВЫМ http://rudolfnureyev.com.au/ И ФРЭДДИ МЕРКЬЮРИ http://mercuryfreddie.com.au/, УОРХОЛОМ http://warholandy.com.au/ И УАЙТОМ http://patrickwhite.com.au/ ДЛЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В 200 СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА ООН c 1998-2008.


Писатель Юри Мэтью Рюнтю:
РУССКОE ЗАРУБЕЖЬE: АВСТРАЛИЯ


Австралианa Литература Pусского 3арубежья


Yuri Matthew Ryuntyu was born in KIZHI, ONEGA LAKE, Russia. Following his studies at the Academy of Science, Yuri Matthew RYUNTYU moved to Sydney (Australia) and worked, most notably, as a medico-biology scientist. A prizewinning scholar and academician, he has published a 45 books of literary and cultural criticism, including <The Recipe for the Genius>, <The Requiem for the Foresee>, <The Grate Surrenders>, <Abreast and Profile of The Imperial Russian Ballet> and <The Apostolic Silver Age of Russian Culture>. He has also written for such publication as the World of News, the Book Review, the Theatre Life, the Pravda, the Moscow Evening, the Moscow Pravda, the Megapolis Express and the Evening Club about Poetry, Literature, Movies, Religion, History, Music, Opera, Ballet, Politics and Australian Arts, where he is a contributing editor. His literary works and articles are available in English, French, Russian, German, Japanese and Kazakh for readers. Ryuntyu was able to dedicate himself entirely to literature following the success of <Rudolf Nureyev: without Make-up> in Russia, a gloomy satire on sexuality published in 1995. Ryuntyu’s ironic and often disillusioned perception of the state of affairs in Russia during and after the Communist occupation produced a body of work that is still at the forefront of twentieth-century Russian and Australian literature. A most famous: <The Temptation: Boris Yeltsin>, <On the Way of the Cross: Alexander Solzhenitsyn>, <Idol Russian Gay Culture: Sergey Paradzhanov> and <The Meditation: Bella Akhmadulina and Joseph Brodsky> http://ryuntyu.com/8o/ Yuri Ryuntyu live in Cairns, Great Barrier Reef, Australia + Рюнтю o Культурe Россиян в США The Ronald Reagan Presidential Library and Museum USA http://www.reaganlibrary.com/


+ http://ryuntyu.com/BIBLIOGRAPHY.htm + http://ryuntyu.com/DIPLOMA.htm


ПРОДОЛЖЕНИЕ HA ПОЭЗИЯ: РУССКО-ЯЗЫЧНАЯ АВСТРАЛИЯ-ХХI ВЕК THE MODERN RUSSIAN LITERATURE: POETRY RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://stihi-ru.com/ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКО-ЯЗЫЧНАЯ АВСТРАЛИЯ-ХХI ВЕК THE MODERN RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN: RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://ryuntyu.com/


Visit 10 AUSTRALIAN WEB-sites IN AUSTRALIA:


THE MODERN RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN: RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://ryuntyu.com/
THE MODERN RUSSIAN LITERATURE: PROSE RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://proza-ru.com/
THE MODERN RUSSIAN LITERATURE: POETRY RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://stihi-ru.com/
THE MODERN RUSSIAN DRAMATURGY: THEATRE RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://bravorussia-ru.com/
THE CLASSICAL GRAND AND MODERN RUSSIAN BALLET: RUSSIAN-SPEAKING AUSTRALIA-XXI CENTURY http://vivarussia-ru.com/
THE WORLD ANDY WARHOL INTELLECTUAL HERITAGE: XXI CENTURY http://warholandy.com.au/
THE WORLD RUDOLF NUREYEV INTELLECTUAL HERITAGE: XXI CENTURY http://rudolfnureyev.com.au/
THE WORLD FREDDIE MERCURY INTELLECTUAL HERITAGE: XXI CENTURY http://mercuryfreddie.com.au/
THE WORLD PATRICK WHITE INTELLECTUAL HERITAGE: XXI CENTURY http://patrickwhite.com.au/
THE WORLD YURI MATTHEW RYUNTYU INTELLECTUAL HERITAGE: XXI CENTURY http://ryuntyu.com.au/


Галина Уланова: Я праздную день рождения дважды: по старому стилю в России до
революции - 26. 12. 1909 и новому стилю в СССР - 8. 1. 1910. Смешно, но новые Власти
смогли переделать даже мою дату рождения. Эта двойственность в числах угнетает
психологически. Не знаешь, где правда и где ложь. Я “Петух” с сердцем “Козерога”. Я
родилась и крещена в Санкт-Петербурге. Мой отец С. Н. Уланов и моя мать М. Ф. Романова
принадлежат театру. Отец - знаменитый режиссер русского балета. Мать - знаменитая
балерина и знаменитый преподаватель балетного искусства. Родители говорили, что я в тот
год много улыбалась, смеялась и была очень веселой. Почти не болела. Всегда была
приветливой и любила игрушки.


Примечание от автора книги: Читатель! У каждого свой стилистический портрет.
Шлифовка “стилистики” меняет тембр голоса. Пропадает индивидуальность. Опыт жизни,
место рождения и религия - создают особую музыку из слов. Автор книги снял с себя заботу
о “стиле”. Здесь Уланова с “голоса” и это ее язык, который у нее есть. Она родилась в
русской культуре ХIХ века. Она живет сегодня в нескольких культурах ХХ века. Она
разговаривает на разных языках современности, оставаясь гением прошлого века. Здесь
сохранены ее тембр и речь, как образец и памятник. Она говорит, как живет. Это имеет
место в трех временах “грамматики” одновременно. Вероятно, так светят суперзвезды...
прикоснувшись к бессмертию.


Портрет года: Новая форма и цвет вызывали у меня восторг и обожание. Я ласкалась к
родителям.


1911
Галина Уланова: Мне 1 год. Родители говорили, что я была настолько болезненной,
что несколько раз чуть не умерла “всерьез”. Я ничего не помню об этом. Я часто болела и
высокая температура ”сняла” всю мою память о детстве.


Портрет года: У меня было много игрушек. Я была одинока. Родители редко бывали
дома. Я редко их видела. Я не избалована общением. В балетных семьях редко дети. Я
стала единственным ребенком. Это так.


1912
Галина Уланова: Мне 2 года. Родители говорили, что я бесконечно болела в этот год. Я
ничего не помню. Я была грустной и не улыбчивой. У меня было много игрушек. Я была с
нянечкой. Родители много работали и у них не было много времени для меня.


Портрет года: Я не была избалована подарками. Я даже не была избалована
разговорами с родителями. Я любила взбитые сливки с черникой, малиной и клубникой.


1913
Галина Уланова: Мне 3 года. Помню маму, как удивительно мягкую, ласковую и
доброжелательную. Она светилась какой-то внутренней “солнечностью”. Все у нее тогда
шло изнутри. Хотя, и была чрезмерная твердость. Если, что “надо” было сделать, то
непременно - “делалось”. Я все делала по ее рецептам. Мама делала из меня балерину
”исподволь”. Даже, если и не хотелось делать, но, в конце концов, - деликатно получалось
ради маминой любви.


Портрет года: Мама радовалась моим сверх “подвигам”. И еще, меня радовали
колокольные звоны по воскресеньям. От них на сердце было празднично.


1914
Галина Уланова: Мне 4 года. Мне настойчиво объясняли в тот год, что “у меня
родители занимаются балетом”. Я мало, что понимала. Я видела в этом забаву. Меня
начали брать на репетиции в Императорский театр.


Портрет года: Вокруг началась Первая Мировая Война. Солдаты, вагоны, поезда и
медсестры с крестами на шапочках по всему городу. Много военных оркестров. Начались
очереди за луком, капустой и овощами. “До четырнадцатого года очередей не было много
столетий” - запомнила я от дедушек и бабушек. Позднее я поняла весь ужас этого года...


1915
Галина Уланова: Мне 5 лет. Живем очень бедно. Вокруг тревожно. У многих моих
друзей во дворе: кто-то умер или кто-то погиб на войне, или исчез без вести. На улицах
никто не улыбается. Отец совсем не обнимает меня и совсем не ласкает. Иногда погладят
по голове раз в неделю. Никогда меня не целуют, не обнимают. Его нежность проявлялась
ко мне в том, когда: он брал меня “легонько” за ухо или “попутно” на ходу взрыхлял мои
волосы. Так он проявлял знаки внимания ко мне. Этим я и была обласкана в детстве.
Родителям стало не до меня.


Портрет года: Я росла не улыбчивой. Играла одиноко в игрушки дома. Тревожное
время на улице.


1916
Галина Уланова: Мне 6 лет. Я росла замкнутой, неулыбчивой и строгой на слова. Чаще
всего молчала. Игрушек у меня почти не стало. Мама их убрала куда-то. Я любила смотреть
на “мальчишеские забавы”: игрушечные пароходы, самолеты, трамваи и велосипеды.


Портрет года: Внутри “я жила моряком”. Я редко говорила об этом. Родители готовили
меня “ в балерины”, но я еще не знала, что из этого что-то выйдет. Я хотела все делать, как мальчики во дворе. Я не любила ходить с мамой в театр “на балет”.


1917
Галина Уланова: Мне 7 лет. Мне много читают из Пушкина и Толстого. Это
великолепные сказки для детей. Я учу их наизусть. Хожу в одной и той же одежде. Голод,
нищета, стрельба на улицах. Вокруг много солдат и калек. Очереди за хлебом на километры
и километры. Я ем жадно лук, чеснок, картошку и полугнилой хлеб. Я плачу от холода по
ночам. Электричества в квартире почти нет или совсем нет днем. Постоянно “живу” в
детской кровати. Это от бесконечных болезней, болезней и болезней. Я грустная,
неулыбчивая, болезненная, хрупкая и неразговорчивая. Все мои радости не от
единственной куклы. Этого нет и не было. Я счастлива от книжек. Мои радости от книжек.
Они помогали забываться от горя.


Портрет года: В глаза бросался новый тип женщин - “революционного времени”. Вот,
как это осталось в памяти. Вокруг в театре шуршат восточными шелками, кутаются в меха,
дышат духами. Бледные до голубизны лица людей с кроваво-красными губами. Лица с
удлиненными и подведенными глазами. Остались в памяти сильно освещенные улицы.
Больше уже такого не было... до сегодняшнего 1997 года. Так кажется.


Портрет года: И еще, воспоминание из этого года: на Аничковом мосту одинокая
собака! Стоит на задних лапках и машет передними. Просит подаяние. Как нищий. Прошла
мост, а у лавки они уже стоят рядами вдоль стены. Десятки и десятки породистых собак.
Каждая на своем каком-то месте. Они просят и ждут. Никогда не грызутся. Когда подходит к
ним человек, то дружелюбно гавкают. Не воюют они и друг с другом. Не вступают они и в
бой за брошенный кусок. Они не бегали за куском. Собаки чинно и терпеливо ждут, чтобы
подали. Они не догадывались, что их хозяева убиты или уехали за границу в спешке, спасая
детей и стариков. За границу для собаки был нужен билет... и виза.


1918
Галина Уланова: Мне 8 лет. Вокруг особый голод, холод и нищета. Колокольные звоны
запрещены в России. Транспорт не ходит. После шести вечера темнота на петроградских
улицах несусветная. Постоянно стрельба на перекрестках. Грабежи и аресты по ночам. Я
часто ходила с родителями через весь город в кинотеатры, где балетные артисты
подрабатывали “на хлеб”. Я видела, как заледеневшие руки мамы снимали валенки и
одевали балетные аксессуары. В зале было холодно. Я не снимала рукавиц. Это были
счастливые минуты перед фильмом для артистов ради денег. Публику надо было
развлекать, ведь они пришли не в театр, а смотреть кино. Мариинский театр был мало кому
нужен. Был беспросветный голод, разруха и бесконечный страх. Это страшное время
Революции. Обратно я не могла идти. Не было сил. Мы приходили за полночь домой.
Восемь километров не каждый вынесет за день. Папа нес меня на плечах. У мамы не было
для этого сил. Она еле шла после танцев.


Портрет года: Идет Гражданская Война и это ужасно страшно. Вокруг разговоры о
постоянном зверстве. Все бесчеловечно. Глаза у людей злые, алчные и хищные. Мне
рассказывали старшие девочки о: перчатках из человеческой кожи, грабежах белых и
красных, отрубленных головах, о людях посаженных на кол посреди площадей России. Я
верила. Это было правдой. Женщин и детей насиловали в подъездах домов. Я никогда не
ходила одна через дорогу от дома. Я панически боялась несчастий.


1919
Галина Уланова: Мне 9 лет. Идет Гражданская Война и ей не видно конца. Голод,
холод, стрельба и облавы на улицах. Часто похороны: то в школе, то у соседей, то в
соседнем дворе. В глазах у многих вокруг страх и напряжение от неизвестности “завтра”,
если оно есть. “Революция чистит дорогу в новую жизнь”... Сотни раз слышала такие
шепоты по углам. Спим в одежде. Чтобы помыться надо греть воду на керосинке полдня.
Нет, я с тех пор не улыбаюсь.


Портрет года: Я серьезная девочка. Я видела много горя. Отец недавно перешел на
другую работу. Он не танцует больше. Он закончил свою двадцатилетнюю работу в
балетной труппе. Теперь, он режиссер балетных спектаклей. Ему не прибавили зарплаты.
Он все реже и реже бывает дома.


1920
Галина Уланова: Мне 10 лет. Я уже переболела: корью, скарлатиной, свинкой,
желтухой (гепатитом), краснухой и бесконечными гриппами и ангинами. Все это от
недоедания, и потому, что без витаминов и, просто, от голода и холода. Зимой я привыкла
спать в шапочке из шерсти и перчатках. Электричество “то есть”, то “исчезает” на недели.
Все вокруг очень дорого. Я постоянно голодна. Хочется есть много хлеба, но его нет. Ем:
картошку, селедку и лук с чесноком. Я постоянно думала, что умру и никогда не стану
взрослой девушкой. На улицах убийства, изнасилования и грабежи. Это изо дня в день.


Портрет года: Летом 1920 года: Антонов, Сапожков и Махно начинают, так
называемую, “малую гражданскую войну”. Число гробов на нашей улице прибывает и
безостановочно прибывает.


1921
Галина Уланова: Мне 11 лет. Я бываю часто на маминой работе. Здесь работают
мастера хореографии: моя мама (М. Романова) и А. Ваганова, А. Бочаров, Л. Леонтьев, Е.
Снеткова, В. Пономарев и А. Ширяев. Их я часто встречала вокруг моей семьи. Они дружили
с моим отцом - С. Улановым. Я часто плакала в балетной школе и просила отпустить с
урока, но не отсылать к маме в соседний класс или к папе в Мариинский Театр. Всегда была
готова заплакать по любому поводу. Я была часто с опущенной головой и редко с кем-либо
разговаривала. Балетная пантомима мне вообще не удавалась. Я молчала. Стеснялась
читать вслух любой текст на людях, тем более на сцене. Всегда стояла молча, готовая
разрыдаться от ужаса и стыда за себя. Я очень замкнутая и зажатая.


Портрет года: Ночами аресты, стрельба, грабежи и насилие на улице. Убивают людей
“шальными” пулями в подъездах. Смерть и похороны Александра Блока в семье почти не
заметили. Он умер в 40 лет от разрыва сердца. Разбойное время убило многих в городе на
Неве. Я не знала тогда об этом так подробно, но это было рядом. Моя семья и все вокруг жили в этой атмосфере - казней знаменитых деятелей культуры.


1922
Галина Уланова: Мне 12 лет. Я не чувствовала никакой радости от балетных танцев.
Все вокруг меня было и шло “через давление матери” на меня и мое детство. Огорчений у
меня было больше, чем “счастья” за две минуты танца. Я уже тогда поняла, что жизнь
балерины состоит из двух половинок: “нельзя” и “должна”. Меня убеждали, что это “мой
долг, мой будущий хлеб, моя честь семьи и первая жизненная обязанность”. Нет, из меня не
готовили “мать и жену” для счастливого мужа. Я была хмурой, неулыбчивой, дотошной,
добросовестной и старательной. В семье были не суетливость и не сентиментальность, а
сдержанность в словах и чувствах. Голод и холод не оставляли наш дом. Много было
страданий, горя и несчастий вокруг нас. Я хочу наиболее полно рассказать, что творилось за окном, когда я выходила на улицу. Молчание - это ложь. Десятки миллионов свидетелей
убиты ради этого молчания о терроре 1922... Я расскажу все, для этой книги. Пока я жива... я должна.


Портрет года: Я видела, как крестьяне из деревень прячутся и спят на каменном полу в
подъездах. Они все с детьми и полураздеты. Они просят хлеба и деньги, как милостыню.
Это продолжалось до 1932 года в Петрограде, хотя и началось в этот год.


1923
Галина Уланова: Мне 13 лет. Меня учили преодолеть в себе страсть к беготне по дому,
беззаботным и чудаковатым играм во дворе со сверстниками. Во мне развивали
“тщеславное удовлетворение”, если я преодолевала работу по балетной программе за день.
Я, часто, пересиливала свое “ребяческое” настроение и тягу к беззаботному детству. Я
кричала: “Я отзанималась” и сломя голову возвращалась к своим подружкам во двор. Была
счастлива дома за разговорами о куклах и бантах. Мама же “тренировала” мой характер,
отвлекая меня от детей во дворе. У меня была внешняя хрупкость, но моя “воля наливалась
мышцами”.


Портрет года: На вопрос: кем я хочу быть? Я отвечала - мальчиком. Нет, меня не
готовили к “женской доле”. Часто я хотела и в балетных спектаклях изображать мужские
партии. Как это все, наверно, было забавно со стороны моих родителей.


1924
Галина Уланова: Мне 14 лет. В голове слова матери: ”Занимайся! Занимайся! Ведь,
если ты не станешь заниматься, ты будешь ничем. У тебя не будет даже профессии! Ты
будешь никчемной балериной... Надо, надо работать!” Так, наверно, и прошел весь год. Мне
было трудно. Я плакала и хотела бегать во дворе с подружками. Но, ничего не удавалось.
Портрет года: Мама заставляла меня делать балетные “уроки” у ненавистной палки. С
этого года, я плача становилась по утрам к... ежедневному “аду” с экзерсисом.


1925
Галина Уланова: Мне 15 лет. Мама научила меня “не читать лекций”, не сыпать
остротами или афоризмами на окружающих. Меня также отучили от юношеских
”язвительных колкостей в адрес сверстниц”. Она потребовала от меня: почитание доброты,
совета и мудрости! Вот какие были для меня наставления в словах “из семьи”. Учусь быть
“волевой”, но мой девичий темперамент подводит. Меня посещают искушения. Я чувствую:
стыд за себя, раскаяния и физическую слабость. У меня тонкие и слабые ноги. Это потому,
что кости растут быстрее, чем мышцы на них. Я в унынии, но верю маме, что все будет в
“норме”. Отец чаще и чаще делает мне замечания: “Галя, не сутулься!” или “Галя, ногу надо
вынимать выше...”


Портрет года: Он всегда держал меня на расстоянии от себя. Это была боязнь
избаловать любовью и привязать к себе. Поспешно похоронен самоубийца поэт Есенин.
Власти чего-то смущались?


1926
Галина Уланова: Мне 16 лет. Учусь: настойчивости, интуиции и деликатности. У меня
есть недостатки: сутулость, неулыбчивость, внешняя “ суровость “ и угловатость. Я борюсь с этими моими “ внутренними недостатками “. Учусь настойчиво сохранять внутри себя покой,
несмотря на измотанность от репетиций, где физические и душевные напряжения
расшатывают из стороны в сторону. Учусь гасить в себе гнев и желание “нагрубить”, если
что-то не получается по моей вине. Я очень часто тогда уставала... Частые головные боли.
Головокружения. Бесконечное переутомление и недостаток еды стали повседневностью. Я
была вялая и не энергичная. Часто зачитывалась: Пушкиным, Тургеневым и Достоевским.
Чувствовала, что все здесь красиво и с надломом. Но не понимала почему?
Портрет года: На душах наших людей тяжкий грех. Революционеры-коммунисты лично
виноваты в смерти десятков миллионов своих сверстников. Они убивали ради карьеры и
против Бога! Все они вместе лежат со своими жертвами в секретных могильниках -
кладбищах. Итог один: миллиард Россиян не родился в ХХ веке. Исчез второй Китай.
Россияне - палачи уничтожили свой народ и свою христианскую Россию без иностранцев.


Махмуд Эсамбаев: Я еще не знаю жизни. Смотрю на отца Али-Султана. Шепчу имя
матери Бикату. Вижу мамину неродную мать. Это старушка Забант. Вокруг меня брат Мума
и брат Муца. Есть у меня и сестра Пада. Я еще не понял, кто меня любит и кто не любит.
Все вокруг старше меня. Отцу - 79, а матери 16 лет. Мы живем в доме, в крестьянском
селении Старые Атаги. Это горный Кавказ. Все вокруг мусульмане. Меня носят к реке, когда
мать идет за водой. Это всегда в одно и то же время: 5 утра и 9 вечера. Живем на пенсию
отца и приданое матери.


Примечание от автора книги: Читатель! У каждого свой стилистический портрет.
Шлифовка “стилистики” меняет тембр голоса. Придает индивидуальность. Опыт жизни,
место рождения и религия - создают особую музыку из слов. Автор книги снял с себя заботу
о “стиле”. Здесь Эсамбаев “с голоса” и это его русский язык, который у него есть. Он живет в нескольких культурах и разговаривает ежедневно на нескольких языках. Здесь сохранена его речь, как образец и памятник. Он говорит, как живет. Это имеет место в трех временах “грамматики” одновременно. Вероятно, так светят суперзвезды... прикоснувшись к бессмертию.


Портрет года: Я родился в теплый солнечный день. Позднее я осознал, что я “Тигр” с
сердцем “Рака”. Я самый загадочный знак Зодиака. Все, что я здесь говорю - это моя жизнь.
Я внимателен к окружающему миру. “Когда я был на руках, я уже танцевал”, - повторяла
бесконечно мать.


1927
Галина Уланова: Мне 17 лет. Попала на глаза брошюра Георгия Шенгели “Маяковский
во весь рост”. О Маяковском было там сказано: “Бедный идеями, обладающий суженным
кругозором, ипохондричный, неврастенический, слабый мастер, - он вне всяких сомнений
стоит ниже своей эпохи, и эпоха отвернется от него”.


Учусь человеческому обаянию. Ненавижу эгоцентризм звезд в хореографическом
училище. Мне претит в звездах - властная категоричность высоко авторитетных “наставниц”.
Многие мои “углы” сглаживает мама. Она оберегает меня от “моих недостатков”. Постоянно
говорю себе слова мамы: “Ты должна быть: дисциплинированная, бережная до
кропотливости, нежной и придирчивой со смыслом, настойчивая и спокойная. Вокруг тебя
искусство”. Многое в себе не нравится. Я еще не знала, что мои слабости - это моя “сила”.
Много лет позднее А. Я. Ваганова удивит меня словами: “Тонкая, хрупкая, неземное
создание...” Но, до того дня прошло два десятилетия, им предстоит “пройти”. В этот год это было тайной для моей души за семью печатями.


Портрет года: В этом году много говорили вокруг о рождении у В. Маяковского дочери в
США. Кажется в 26-м, в прошлом году, она родилась. Говорили, что теперь он может
получить гражданство в США, как отец гражданки США и уехать в Нью-Йорк навсегда.
Согласно закона США отцу ребенка не могут отказать в визе на въезд и отказать в
получении гражданства.


Махмуд Эсамбаев: Мне 1 год. Перед глазами лицо мамы. Улыбка. Тону в ее карих
глазах. Чувствую ласку, теплоту и мягкость рук. Льну к бабушке Забант. Люблю всех вокруг.
Почти не плачу. Ем без каприз. Трогаю и удивляюсь волосам матери, которые стелются до
пола. Люблю солнце. “ Ты хороший мальчик, сыночек” - поет мама перед сном.


Портрет года: Я смотрел на мир с открытыми глазами.


1928
Галина Уланова: Мне 18 лет. Потрясающий год. С января до мая было особо
сумасшедшее время. Результат - Диплом Хореографического Училища (ныне Академия
балета им. А. Я. Вагановой в Санкт - Петербурге). Я закончила с отличием учебу и стала
профессиональной танцовщицей. Все произошло 16 мая. На выпускном спектакле я
участвовала в двух отделениях. Танцевала “Па-де-де” из “Щелкунчика” (П. Чайковского) в
постановке Л. Иванова и танцевала “Вальс и мазурку” в “Шопениане” из постановки М.
Фокина. Вскоре получила постоянное место работы в Мариинском театре (ГАТОБ). Мой
дебют состоялся 21 октября. Я станцевала “Принцессу Флорину” в “Спящей Красавице” (П.
Чайковского). 28 октября я дебютировала второй раз в “Па-де-скляв” в “Корсаре” (Л.
Минкуса). Все постановки сделаны М. Петипа.


Портрет года: Ощущение счастья! Самый счастливый год: молодость, влюбленность и
прекрасная работа. Я никогда и никуда не хотела уезжать. Всегда хотела жить в моем
родном и любимом городе на Неве. Всегда помню, что я приемница двух своих учителей: А.
Вагановой и М. Романовой. В газетах я читала: “1928 год важен возвращением Горького в
СССР”. 1928 год - это год Шахтинского судебного процесса. “Правда” ликуя писала: “Сегодня
в Колонном зале Дома Союзов перед лицом Верховного суда СССР предстанет плеяда
“героев”... “Правда” продолжила: ”... Им твердо гарантировано смертельная классовая
ненависть, рабочих и трудящихся всего мира...” Говорили вокруг и о том, что В. Маяковский
“без разрешения” из Кремля ездил в Сибирь и нашел могилу царя с детьми. Все были
уверены, что за это могут убить и посадить в тюрьму. Через много лет я нашла
подтверждение этим разговорам. Последний акт “трагедии” тоже доступен для историков.
Вот слова председателя исполкома из Свердловска А. И. Парамонова: “Вне всякого
сомнения, я единственный человек, знающий где сгнили останки последнего русского Царя
Николая II. Яков (Юровский) показал мне это место в 1920 году. И я сделал ножом зарубки
на корнях березы, чтобы отметка сохранилась и в том случае, если березу срубят. В 1928
году благодаря этим знакам я нашел это место и показал его Владимиру Маяковскому, что
он и описал в своем стихотворении “Император”.


Махмуд Эсамбаев: Мне почти 2 года. Пережил ужас. Никогда не забуду “вкуса” смерти.
В голове слова матери: ”Ты убьешь сына, Али-Султан”. Отец не внял ей и, подхватив,
бросил меня на спину лошади. Ударил уздечкой полудикого мерина. В глазах все
потемнело. Я вцепился пальцами в гриву. “Если умрет, у меня еще есть два сына.
Наездником будет Махмуд-Али”, - был его голос вслед пыли из-под копыт. Случилось чудо.
Конь не убил меня. Без седла я искалечил себе задницу. Однако, конь устал и возвратился к
дому. Мать сняла меня с коня. Обняла и залечила раны. Конскую щетину я вынимал из-под
кровоточащей кожи рук и ног несколько месяцев. Я понял своего отца. В нем жил “командир
партизанского отряда и революционер”. Он был персональным пенсионером в честь
Красной Армии СССР.


Портрет года: Я плохо ходил в 1928. Часто, через 10-20 шагов падал на землю. Все
вокруг гордились, что на лошади мне проще и сподручнее, чем на ногах. Никто из братьев
не ободрял и не сочувствовал мне. Я был один на один с собой в семье.


1929
Галина Уланова: Мне 19 лет. Оказалось, что суждено работать в Мариинском театре с
1928 по 1941 годы. Но, этого я не знала тогда, а узнала об этом через много лет позднее.
Мои основные роли: В “Лебедином озере” я танцевала “Одетту” и “Одиллию” в постановке
М. Петипа и Л. Иванова - 6 января; В “Щелкунчике” я танцевала “Золотой вальс” в
постановке Ф. Лопухова - 27 октября; В “Спящей красавице” я танцевала “Принцессу Аврору”
в постановке М. Петипа - 1 декабря. Очень интенсивный и насыщенный впечатлениями год.
Портрет года: Тогда же я видела вокруг, как арестовывали и вывозили целые семьи на
каторгу и в тюрьмы. Кто-то из родительских друзей вышел из тюрьмы и тут же был забран в
тюрьму “за политику” с женой и пятью детьми. Они жили по соседству от нашей квартиры. И
еще! В 1929 году религиозная нетерпимость в обществе достигла невиданных размеров.
Везде гордо писали газеты, что росли и росли ряды “воинствующих безбожников”: 1929-й -
465 тысяч; весна 1930-го - 3,5 миллиона. Шли бесконечные аресты религиозной
интеллигенции. Христианское Рождество 1929 года объявлено “Днем индустриализации”. По
Москве и Ленинграду прошли “карнавалы - похороны религии”. Каждый день взрывали
церкви или часовни на кладбищах. Бросалось в глаза, что было много разговоров в газетах
и брошюрах о В. Маяковском. Это походило по тону и языку на доносы в НКВД: “Он
мнителен даже больше, чем я, - рассказывал М. Зощенко. - Он дважды вытирает салфеткой
свою вилку. Потом вытирает ее хлебом. И наконец вытирает ее платком. Край стакана он
тоже вытирает платком”. “Он носил в кармане мыльницу, - вспоминал И. Эренбург, - и когда
приходилось пожать руку человеку, который был ему почему-то физически неприятен,
тотчас уходил и тщательно мыл руки”. “Известна крайняя чистоплотность и брезгливость
Маяковского, - свидетельствовала Эльза Триоле. - Он мыл руки, как врач перед операцией,
поливал себя одеколоном”. “Нет, не так, - смаковал садистски В. Катаев, - у него были “не
вычищенные ногти”, которые “машинально погружались в медвежью шкуру и драли ее,
скубали, вырывая пучки сухих бурых волос...”


Махмуд Эсамбаев: Мне 3 года. Помню себя танцующим. Все восхищаются моей
выносливостью и силой. Танцую бесконечно и везде. С тех далеких времен в голове голоса:
”А был ли на свадьбе Махмуд, что сын Али-Султана?” В ответ эхо с гор: ”Был. И, значит,
хорошая была свадьба!”


Портрет года: Я купался в улыбках, восхищении и доброте, что шла от зрителей. Я
избалован ощущением славы. Я полюбил, как смеются мужчины. Я полюбил, как меня
одобряют. Мне нравились подарки и изысканная еда, которые меня радовали.


1930
Галина Уланова: Мне 20 лет. Я внимательно читала газеты. Вот, что я узнала о
Маяковском в тот год. В начале января этого года он заявил на публичном собрании: “То,
что мне велят, это правильно. Но я хочу так, чтобы мне велели”. Или вот, почти точное
повторение его недавних стихов: ”Я хочу, чтоб в конце работы завком запирал мои губы
замком”. Мне было это дико слушать! Судьба же его шла своим чередом...


Фото: Салон Бриков с разрешения ЦК КПСС и НКВД РСФСР. Май 1924. В. В. Маяковский скоро умрет:1930. Слева направо: Б. Пастернак, С. Эйзенштейн, Л. Коган-Брик, В. Маяковский и О. Третьякова. Л. Коган-Брик, О. Третьякова и муж Третьяковой (фотограф) - офицеры НКВД РСФСР с 1918.


В конце января, как видно из газет, ему оказали честь и пригласили читать свою поэму
“В. И. Ленин” в Большом театре. Он счастлив, волнуется, возбужден: “Политбюро будет...
Сталин будет... Пожалуй, самое ответственное выступление в жизни”. Чтение проходит с
большим успехом, в правительственной ложе долго аплодируют. Дальше я узнала из газет;
В феврале он составляет список приглашенных на выставку и первыми вносит членов
Политбюро и прочих руководящих товарищей.


20 марта слушала его выступление по радио с чтением антирелигиозных стихов.
7 апреля подписывает письмо “К писателям мира” - по поводу злобных выпадов
римского папы, публично заявившего, что в СССР подавляют культуру и религию... и это
страна живого Антихриста.


Итак, перед нами два варианта: или коренной пересмотр позиций совершился
буквально за два-три дня до смерти, или причина совершенно в другом?
Причина конечно, в другом, как я чувствую.


Кстати, о Лиле Брик... После гибели любимого “Щена” она вышла замуж за молодого
генерала Примакова Вит. Марк. (1897-1937) в Ленинграде. Последняя занимаемая им
должность - заместитель командующего Ленинградским военным округом. В годы
гражданской войны - главный соперник Буденного. Таким образом, Лиля Юрьевна вошла в
круг высшей советской “элиты” в городе на Неве, где я жила.


Весь год трагическое чувство от неизбежной смерти В. Маяковского. Ему было 37.
Если бы я поставила цель перечислить тех кого я видела за жизнь, включая этот год, то
получилось бы: Татьяну Есенину, Мейерхольда, разнообразных родственников Чехова,
родственников Блока, Станиславского, Комиссаржевскую, близких Брюсова и Андрея
Белого, Вахтангова, Пастернака, семью Бриков, Крупскую, Луначарского, Кирова, друзей
Михаила Чехова, Асафьева, Эренбурга, Ахматову, Шагала, Олешу, Петрова-Водкина,
Таирова, Эрдмана, Вишневского, Эйзенштейна, Сельвинского, многих из круга Горького,
Жданова, Леонова и всех не упомнишь. Я еще не знала, что в 37-ом году от них останется
пепел и молчание об этих знакомствах. Почти никто из них не умер своей смертью. Все
умерли без причащения и церковного отпевания. Совершены убийства... убийства и
убийства.


Горький будто бы нарочно позаботился о том, чтобы оставить “показания истории”
против самого себя. Его страшная статья этого года: “Если враг не сдается - его
уничтожают”, издана была КПСС в виде брошюры тиражом в 3 миллиона экземпляров. Его
участие видно и в апологетике насильственной коллективизации. Его вклад в создание
культа Сталина... огромен.


Основные роли на сцене сложились странно! Танцевала “Комсомолку” в “Золотом
веке” (Д. Шостаковича) в постановке В. Вайнонена и Л. Якобсона. Это было 26 октября.
Больше ничего не было нового.


Портрет года: Странное чувство от этого года. Много просящих милостыню на улицах и
в подъездах домов. Поспешно и впопыхах похоронен самоубийца - поэт Маяковский. Власти
чего-то стесняются? Вокруг голод и аресты.


Махмуд Эсамбаев: Мне 4 года. Часто танцевал всю ночь на свадьбах. Обычно с 5
вечера до 7 утра. Никогда не уставал. Радовался, когда я был без отцовского дома. Отец
пьянствовал и бил детей, чем попало под руку. Когда я был на свадьбах, то я избегал
побоев. Я был далеко, и это меня спасло от побоев.


Себя помню, как я с легкостью “копировал” “мужчин” и “женщин”. Все дефекты походки,
особенности мимики и индивидуальность жестов - стали моим хобби. Я учился видеть и
сопереживать собеседников.


Портрет года: Ритм музыки начинал жить у меня под кожей. В доме к этому относились
по-разному. Бабушка молчала. Отец по-прежнему презирал мои способности. Мать -
обожала мой талант от Аллаха. Я жил вблизи матери и бабушки.


1931
Галина Уланова: Мне 21 год. Самый интенсивный год. Я станцевала четыре основных
роли. Такого уже никогда не было ни в один год моей жизни на сцене.
Портрет года: 20 февраля: танцевала впервые “Раймонду” в “Раймонде” (А. Глазунова)
в постановке М. Петипа.


15 мая: танцевала “Па-де-труа” в “Корсаре” (Л. Минкуса) в постановке М. Петипа.
25 мая: танцевала “Сольвейг” в “Ледяной деве” (Э. Грига) в постановке Ф. Лопухова.
23 ноября: танцевала “Вальс и мазурку” в “Шопениане” в постановке М


1997.



Другие статьи в литературном дневнике: