Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

F. Dupont: Невыносимая легкость перла

Франсуа Дюпон относится к авторам, которых в современности нет. Одна его часть, предположим - голова, в прошлом. Другая часть (что может отвечать за волю к жизни - мышцы?) - в будущем. Все остальное затерялось в безвременье, возвращаясь к читателю сквозь бурелом языка неожиданными кусками смысла (№ 243"Сердце всегда с вами"). К Дюпону перешла улыбка и остроты Чеширского кота (№836 "Поспеть в бегу"). Дюпон - достойный наследник Декарта. Как говорится, сознание - отдельно, материя - отдельно. Но Дюпон названьечает - следовательно существует (№530 "Интеллект, обросший телом").

Необходимо сразу расставить все точки над Ё. Первое. Неправда, будто Дюпон посвятил свой "МильЁн" госпоже Дагильон. Второе. Нет ОМОНа на Дюпона. Некоторые критики уже готовы найти в этой книжке признаки порнографии. Однако нет тела - нет улик. Читатель, не опасаясь за свою нравственность, может насладиться эротикой мысли.

Щелкнуть по носу Франсуа Дюпона ничего не стоит. Немногие авторы способны спровоцировать на эту шалость. Выдумать афоризм, название в его стиле и… сочинить текст, не опасаясь, что автор когда-нибудь ответит тем же.

Как ни стараюсь, никак не могу забыть один беспокойный для своего тщеславия сон, будто господин Дюпон посетил издательство ИГНЫПС с предложением опубликовать детективные романы "Шуты выходят на охоту" (в манере Джека Полянского), "Женская уловка с зонтом" (в духе Жапризо), "Последним умираю я" (стилизация под Агату Кристи), роман-фэнтези "Князь тараканов" (в стиле Роджера Желязны), философская монография "Меня минуту назад нет" (постгуссерлианство), сонник будущего "Мы вам и не снились". Помню, я проснулся в холодном поту и тут же побежал под горячий душ. Сквозь струи воды мне грезилась назидательно сгорбившаяся над моим письменным столом фигура пишущего Дюпона. В то утро я взял с себя слово, записывать и соединять их тысячами в разные интересные сюжеты. Что я и делаю.

Как у всякого мыслителя, у Франсуа Дюпона есть система, которая скрыта за обычной числовой хронологией. Словно дирижер идей, Дюпон выпускает из своей головы одну тему за другой. Их несколько: а). предметы, б). время, в). забывчивость, память, мысль, г). архитектурное, линии, д). солнце, е). Бог. У будущих исследователей творчества Дюпона есть шанс вычислить формулу "всплытия" каждой темы из глубины пережитого автором на поверхность его сознательного интереса, найти ритмический ключ. А он за это исследователям скажет спасибо. Подозреваю, что для самого Дюпона его регулярное блуждание среди шести сольных тем так же необъяснимо, как для каждого русского частое наступание на одни и те же грабли, подброшенные неизвестно кем в разные места.

Когда обычный человек чертыхается, Франсуа Дюпон издает вопль, окрашенный черным юморком. Например №283 - воспоминание о Варфаламеевской ночи, которое может нагнать каждого из нас ("Масса гугенота"). А разве не цепенеет душа от одной мысли, что горло любого смертного сжимают "Пальцы времени" (№423)? Кстати неплохое название для триллера. Как и №1002, впрочем, на мой взгляд, вершина черной метафизической поэтики Дюпона: "…дети хорошо переносят бессмертие…"

"МильЁн названий" - это проектный вид современной литературы. Франсуа Дюпон затеял изобрести м и л л и о н афоризмов, имен, однострочных парадоксов и т.п. И объявил об этом, начав публиковать первые сотни перлов шесть лет назад. Книга, которую вы раскрыли, заканчивается на №1129. Уверен, если у автора не угаснет интерес к этому творчеству, то следующее поколение будет жить, в предвкушении многочисленных продолжений, появятся завистливые эпигоны, расчетливые издатели-компиляторы и, возможно, целая школа философской афористической мысли а-ля Dupont (а сколько их было в истории, одной больше, одной меньше). Не стоит ночевать на лаврах, господин Дюпон! Только общими усилиями и можно насочинять миллион названий за время жизни одного среднестатистического читателя. А так, считайте сами: за пять лет - тысяча названий, за пятьдесят лет - десять тысяч… Миллион названий - это пять тысяч лет плодотворной работы.

Если все это серьезно, то мы, - современники Дюпона или того, кто (что) под этим названием скрывается, - являемся свидетелями начала проекта новой мировой религии. Поэтому спешу выразить мсье… явлению "Франсуа Дюпон" особую признательность за №1007, включившему в присущей себе исказительной манере Игру в борхес в "МильЁн названий". Теперь за тысячелетнее будущее Игры я, как ее автор, спокоен.

Александр СЕДОВ, 2002

Саша Четверг   11.11.2002     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Саша Четверг
Перейти к списку рецензий, написанных автором Саша Четверг
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.11.2002