Саша Четверг - написанные рецензии

Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

Сергей Ивкин, игрок в Борхес
Блеск и нищета Франсуа Дюпона

…Мне всё равно, где играет актёр. Может в летнем театре, может, на радио, или на телевидении, или в театре на Бродвее, чёрт побери, перед самыми расфуфыренными, самыми откормленными, самыми загорелыми зрителями, каких только можно вообразить. Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они, все до одного,– это Толстая Тётя, о которой говорил Симор. И твой профессор Тапер тоже, брат. И вся его чёртова куча родственников. На всём белом свете нет ни одного человека, который не был бы Симоровой Толстой Тётей. Ты этого не знала? Ты не знала этой чёртовой тайны? И разве ты не знаешь — слушай же, слушай,– не знаешь, кто эта Толстая Тётя на самом деле? Эх, брат. Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище.
Дж. Д. Сэлинджер «Фрэнни и Зуи»

Нищета_№1. Во-первых, имя. Русским аналогом может считаться сочетание ИВАН КУЗНЕЦОВ, как сочетание самого часто упоминающегося русского имени и самой распространённой фамилии. Но к слову «Иван» в Екатеринбурге с большой и волосатой руки Александра Шабурова жёстко приросло слово «Жаба», потому использовать имя Иван было бы... Условно, имя означает: КТО УГОДНО. Пройдём по списку предыдущего издания. Поиск имени Автора заботил «автора названий» на протяжении долгого периода времени. Выбрасывать варианты было очень жалко и они вошли в общий свод. Предположительно: №37_Иван_Гавиан, №127_Никита_Диспансер, №161_Владимир_Тромбон, №221_Саша_Конопатка, №226_Карл Ремонт, №285_Павел_Баркарола, №406_Борис_Эффект, №413_Саша_Халтура, №504_Мюрат_Квадрат, №516_Валера_Снип(Семён Гост), №539_Вова_ЛСД, №549_Оксана МоТиVация, №561_Карл_Неясность, №598_Гюстав_Кракелюр, №659_Джон_Клариков, №699_Пётр_АВТОПОЕЗД, №717_Эдди_Скрипт, №761_Павел_Четверг, №846_Таня_День, №886_Игорь_Колчедан, №930_Артём_Экспресс, №935_Стас_Аэропорт, №1020_Света_Прибаутко, №1023_Коля_Штуцер, №1024_Наташа_Стран(н)ица, №1028_Костя_Проходка, №1030_Галя_Розенкранц (кстати, неоднократно фигурирующая в изданиях города Екатеринбурга), 1131_Рая СТЕРЕОТИП, 1215_Родриго ТЕМА, 1250_Наташа РОСТОВАНАДОНУ, 1251_Миша ХЛЕБЛУК, 1311_Иван ТАБАЛУГА, 1314_Валя ФУТБОЛ, 1316_Виктор ТОШНОТА, 1350_Павел АРКАДА, 1357_Игорь ЮГОЗАПАДНЫЙ, 1381_Никита БЕРМУДСКИЙ, 1406_Жаннето БЛЮЗ, 1437_Оля ОТКЛЮЧКА, 1442_ Николо ЦЕЛЛОФАН, 1444_Анастас НЕБЕССКИЙ, 1451_Степан ЦЕЛЛУЛОИД, 1469_Настя ПРОТУБЕРАНЦ, 1475_Катя ПОПЛОВОК, 1490_Ваня БАНЯ, 1514_Рикардо РЕНДЕР, 1516_Федор РЫТВИНА. Это только те имена, которые, по моему мнению, претендовали на роль ИМЕНИ АВТОРА «Мильёна названий». Всего в сумме 48, из них мужских — 23, женских — 12, и три нейтральных. Страсть всякого носителя псевдонима оставлять ключи для дешифровки личности в приведённом списке присутствует. Галя Розенкранц, несомненно, ещё один псевдоним либо самого ФД (будем для простоты называть истинного творца так), либо одного из его друзей (подруг). Не случайно и совпадение фамилий у №761 и переводчика. Хотя, они-то всяко общались лично, или хотя бы по Интернету. Ау, потомки! Личность настоящего Шекспира и Томаса Кэриота установлена. Вам, ребята, оставляем Дюпона, так как ОН (ОНА) заслуживает вашего внимания. Мы переходим к «Блеску_ №1».
Блеск_ №1. ФД сделал самый трудный шаг для всякого пишущего человека. Отказался (освободился) от себя. Избегнув паспортных данных, ФД обращается не к городу, а именно к миру. Псевдоним навсегда отбирает сделанное тобой у тебя. Отдаваясь таким способом во власть Бога или Космоса (кому что ближе), автор теперь обращается не к родовой памяти предков или семейным связям, а только к энергетике выбранного имени и всех с ним связанных ассоциаций. Создавая свободного от биографии персонажа или выбирая какого-либо конкретного человека себе под псевдоним, автор говорит словами Гамлета: «Остальное — молчание». Умалчивание. Не случайна национальность псевдонима. Этого Француза Французова. Ведь именно французам принадлежит фраза «Язык придуман для умалчивания».
Нищета_ №2. Названий всего 1526. На момент написания этого текста и мне, соответственно, доступных. По прекращении чтения (подряд) остаётся чувство тяжёлой обиды. То ли на автора, что так мало, то ли на ночь, что почти подошла к рассвету.
Блеск _№2. Использованный в названии «Мильён» есть числительное уникальное, соответствующее не цифре с шестью нулями, а борхесианскому «четырнадцать», сиречь восьмёрке, положенной набок. Названий может быть сколько угодно, и принадлежать они могут кому угодно.
Нищета _№3. Тот факт, что имя Франсуа Дюпон может носить АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ человек, хоть даже среднего пола, каковыми являются, к примеру, отечественный псевдо-Борхес Макс Фрай, или (цитируя фильм «Берегись автомобиля») наш, пнимаешь, великий классик Вильям, пнмаешь, Шекспир. Этакая Симоровская Толстая Тётя. Автор есть автор. Последователи есть последователи. И давайте будем отличать одно от другого. Франсуа Дюпон будет писать, только пока живёт и здравствует ФД. Например, что это я сегодня о Шекспире, да о Шекспире, Великий Бард умер в 1612 году, а Уильям Шакспер, родившийся в Стратфорд-он-Эйвон, только в 1616, и за это время появилось несколько произведений, к счастью, не вошедших в «Шекспировский канон». Последователи и просто подражатели Дюпона несомненно напишут «названий» от забора и до обеда. С этим бороться не нужно. Только пусть у нас будет «Дюпоновский канон» и отдельные списки дюпонят, дюпончиков и прочих дюпонистов.
Блеск_ №3. Сам факт появления подражателей — признак признания. Роман Джеймса Джойса «Поминки Финнегана» получил признание только после того, как была сколлажирована «Кожа наших зубов» (не помню автора, лень поднимать попу от компьютера и высматривать на книжной полке Джозефа Кэмпбелла «Мифы, в которых нам жить»), пьеса целиком построенная на идеях, персонажах и сюжете этого романа. Нет, я всё-таки встал и выяснил, что в 1941 году (через два года после выхода разгромленного романа) Пулитцеровскую премию за лучшую американскую пьесу получил Торнтон Уайлдер. За что ему большое спасибо могут сказать почитатели ирландской тематики. Пусть пишут что угодно, но Франсуа Дюпон состоялся. Он живёт независимо от ФД, который время от времени пополняет его коллекцию.
Нищета _№4. Редактировать присылаемое на адрес Франсуа Дюпона будет тяжело ещё и оттого, что когда рассматривается название-написанное-Дюпоном, и рассматривается название-написанное-не-Дюпоном, то второе должно в зависимости от вкуса редактора или создавать полную иллюзию написанности-Дюпоном, или же превосходить первое по всем параметрам. Все прочие варианты попросту бессмысленны.
Блеск_ №4 (последний на этот раз). Колесо истории закрутилось. В котле Хроноса варится отменная похлёбка. Дюпон пишет параллельно с не-Дюпонами, и они друг другу не особо мешают. «Мильён названий» переиздаётся всё толстее и толстее. И да будет так.
Несколько слов без нумерации. Я люблю Дюпона. Пусть никогда не использую в качестве названия ни одну из предложенных им цифр, я буду читать его, фантазировать на тему «наименований» его, «ссориться с временем» не только в духе Л. Кэрролла, но и в духе Ф. Дюпона. «Мильён» интерактивен. Он развивается на наших глазах. А всякий хороший маскарад — не признак упадка, но оптимизма нации. Позвольте надеть маску и встать в очередь за Дюпоном.
Екатеринбург, 2004-01-24

Саша Четверг   25.06.2004 17:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

Донн Галереон

Прочь терзания…
Инструкция по применению, приложению и изменению «Мильён названий».


Читатель «Мильён названий» в сильном волнении. Никто не знает, как правильно подойти к этому явлению современной литературы.
Одни усердно начинают читать с №1 и уже к №213 у них начинают дергаться конечности, в глазах мелькают обрывки морских тельняшек и вместо «Павел Баркарола» (285), бедняги читают: «Бар Карла Прикола», а «Графический конвектор» (640) превращается в воспаленном мозгу в «Фаллический вектор».
Другие пробуют гадать, наугад выхватывая отдельные фразы, и, получив такие предсказания, как «Щощть» (446), «А-ля нас» (64), «Показуха в ухо» (1097) или «Семечки-карманные» (214), надолго выпадают из реального мира.
Серьезней надо относится к великому труду месье Дюпона, это ВЕЩЬ незаменимая в быту, подходящая к различным случаям жизни и способная изменить ваше творчество самым кардинальным образом.
В жуткой трамвайной давке начните декламировать с выражением: «Призрак дней моих суровых (86)…. Не волнуйся – жуйся! (1025) Трамвай идет до бесконечности (1115)….блин морковка суть (1037)…Безбожно больной (288). Последнюю фразу произнесите с надрывом и несколько раз, толпа отпрянет, освободив необходимое для вашего комфорта пространство. Не бойтесь экспериментировать, подойдут любые фрагменты классического труда.
На дружеских вечеринках, свадьбах, научных конференциях, юбилеях и торжественных мероприятиях причудливо украшайте ваше выступление фразами из «МН». К примеру: Главное чтоб было весело и вкусно (1099)…Вот она – кончина моря (134)…Пойди сойди с ума (244)…Пошел гулять – возвращайся с мыслями (945). Далее, по вашему желанию можно, мило улыбнутся, строго осмотреть окружающих или мрачно захохотать. Аудитория будет покорена, вы можете повергнуть её и в детское веселье, и в животный трепет.
«МН» сделает из вас, редкого по мощи в нашей пронырливой концептуальной культуре, мыслителя и художника. Главное, не торопитесь, каждое название должно порождать у вас разнообразные яркие образы. Повторяйте беспрестанно: «Квадратное состояние леса» (563), и наступит время, когда вы это состояние обретете. Названия войдут в вашу жизнь. Вы увидите их в витринах, лужах, облаках, в полутемных закутках и глазах случайных подруг.
Легко и изящно вы будете жонглировать ими, и слагать философско-глубинные и лирико-проникновенные строки:

***
Водка, пельмени, восторг. (607)
Повторение повторений. (612)
Весь мир состоит из их частей. (837)
Сюжеты для размышлений. (1117)

В качестве образца концептуальной прозы созданной на основе «МН» приводим «Повесть о несчастном случае (386)»:

«Павел Четверг (761) – кот свободы (835), без всякой попытки о красоте (645), сквозь землю ломанулся (1040). Десять дел во имя чего? (420). Красавица Ванна (69) – бессмысленная ценность (805), не претендующая на изящество форма (753). Любвеобильная встреча (418). Глюкальный подход (934). Крыша поехала на 5 минут (794). Парадоксальные события баловства (407). Что за неуместный секс!? (194) Медленная потеря бесценного времени (201). Не перелишкать бы… (958)… 40 минут как Бог прошел мимо (125)».
С бескорыстной помощью «МН» вы можете писать статьи, очерки, рассказы, эссе, повести, романы, эпиграммы, оды, поэмы, анекдоты и научные трактаты. Скоро «МН» будут рвать из рук в руки режиссеры, композиторы, продюсеры, архитекторы, кураторы, ораторы и представители власти всех мастей.
Художники не смогут просто жить без «МН», их убогие «Без названия», «Пейзаж» и «Композиция № 5» сменятся на притягивающие зрителя: «Акция протестующей любви» (179), «Пейзаж без пяти названий» (198) и «Грубая непонятность» (174).
Вы, счастливый обладатель «МН», займете подобающее вам высокое место в интеллектуальном обществе, а издательство «ИГНЫПС» позаботится о дальнейшем развитии вашей незаурядной творческой натуры.

Саша Четверг   25.06.2004 17:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Про тебя» (Сало)

да ужЪ, плохо быть слоном...

Саша Четверг   05.05.2003 18:50     Заявить о нарушении
ты правда чтоли gёrl (не выговорить даже)
слоны слонам рознь, некоторые умеют целоваться,
кобзон это клева особенно "а унас во бворе..."

Саша Четверг   05.05.2003 18:58   Заявить о нарушении
Я правда что ли girl. А ты правда что ли четверг?)

Сало   11.05.2003 10:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «69» (Сало)

да, уж!

Саша Четверг   05.05.2003 18:43     Заявить о нарушении
Cашенька, это вы о чем?

Сало   11.05.2003 13:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

F. Dupont: Невыносимая легкость перла

Франсуа Дюпон относится к авторам, которых в современности нет. Одна его часть, предположим - голова, в прошлом. Другая часть (что может отвечать за волю к жизни - мышцы?) - в будущем. Все остальное затерялось в безвременье, возвращаясь к читателю сквозь бурелом языка неожиданными кусками смысла (№ 243"Сердце всегда с вами"). К Дюпону перешла улыбка и остроты Чеширского кота (№836 "Поспеть в бегу"). Дюпон - достойный наследник Декарта. Как говорится, сознание - отдельно, материя - отдельно. Но Дюпон названьечает - следовательно существует (№530 "Интеллект, обросший телом").

Необходимо сразу расставить все точки над Ё. Первое. Неправда, будто Дюпон посвятил свой "МильЁн" госпоже Дагильон. Второе. Нет ОМОНа на Дюпона. Некоторые критики уже готовы найти в этой книжке признаки порнографии. Однако нет тела - нет улик. Читатель, не опасаясь за свою нравственность, может насладиться эротикой мысли.

Щелкнуть по носу Франсуа Дюпона ничего не стоит. Немногие авторы способны спровоцировать на эту шалость. Выдумать афоризм, название в его стиле и… сочинить текст, не опасаясь, что автор когда-нибудь ответит тем же.

Как ни стараюсь, никак не могу забыть один беспокойный для своего тщеславия сон, будто господин Дюпон посетил издательство ИГНЫПС с предложением опубликовать детективные романы "Шуты выходят на охоту" (в манере Джека Полянского), "Женская уловка с зонтом" (в духе Жапризо), "Последним умираю я" (стилизация под Агату Кристи), роман-фэнтези "Князь тараканов" (в стиле Роджера Желязны), философская монография "Меня минуту назад нет" (постгуссерлианство), сонник будущего "Мы вам и не снились". Помню, я проснулся в холодном поту и тут же побежал под горячий душ. Сквозь струи воды мне грезилась назидательно сгорбившаяся над моим письменным столом фигура пишущего Дюпона. В то утро я взял с себя слово, записывать и соединять их тысячами в разные интересные сюжеты. Что я и делаю.

Как у всякого мыслителя, у Франсуа Дюпона есть система, которая скрыта за обычной числовой хронологией. Словно дирижер идей, Дюпон выпускает из своей головы одну тему за другой. Их несколько: а). предметы, б). время, в). забывчивость, память, мысль, г). архитектурное, линии, д). солнце, е). Бог. У будущих исследователей творчества Дюпона есть шанс вычислить формулу "всплытия" каждой темы из глубины пережитого автором на поверхность его сознательного интереса, найти ритмический ключ. А он за это исследователям скажет спасибо. Подозреваю, что для самого Дюпона его регулярное блуждание среди шести сольных тем так же необъяснимо, как для каждого русского частое наступание на одни и те же грабли, подброшенные неизвестно кем в разные места.

Когда обычный человек чертыхается, Франсуа Дюпон издает вопль, окрашенный черным юморком. Например №283 - воспоминание о Варфаламеевской ночи, которое может нагнать каждого из нас ("Масса гугенота"). А разве не цепенеет душа от одной мысли, что горло любого смертного сжимают "Пальцы времени" (№423)? Кстати неплохое название для триллера. Как и №1002, впрочем, на мой взгляд, вершина черной метафизической поэтики Дюпона: "…дети хорошо переносят бессмертие…"

"МильЁн названий" - это проектный вид современной литературы. Франсуа Дюпон затеял изобрести м и л л и о н афоризмов, имен, однострочных парадоксов и т.п. И объявил об этом, начав публиковать первые сотни перлов шесть лет назад. Книга, которую вы раскрыли, заканчивается на №1129. Уверен, если у автора не угаснет интерес к этому творчеству, то следующее поколение будет жить, в предвкушении многочисленных продолжений, появятся завистливые эпигоны, расчетливые издатели-компиляторы и, возможно, целая школа философской афористической мысли а-ля Dupont (а сколько их было в истории, одной больше, одной меньше). Не стоит ночевать на лаврах, господин Дюпон! Только общими усилиями и можно насочинять миллион названий за время жизни одного среднестатистического читателя. А так, считайте сами: за пять лет - тысяча названий, за пятьдесят лет - десять тысяч… Миллион названий - это пять тысяч лет плодотворной работы.

Если все это серьезно, то мы, - современники Дюпона или того, кто (что) под этим названием скрывается, - являемся свидетелями начала проекта новой мировой религии. Поэтому спешу выразить мсье… явлению "Франсуа Дюпон" особую признательность за №1007, включившему в присущей себе исказительной манере Игру в борхес в "МильЁн названий". Теперь за тысячелетнее будущее Игры я, как ее автор, спокоен.

Александр СЕДОВ, 2002

Саша Четверг   11.11.2002 15:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

F. Dupont: Невыносимая легкость перла

Франсуа Дюпон относится к авторам, которых в современности нет. Одна его часть, предположим - голова, в прошлом. Другая часть (что может отвечать за волю к жизни - мышцы?) - в будущем. Все остальное затерялось в безвременье, возвращаясь к читателю сквозь бурелом языка неожиданными кусками смысла (№ 243"Сердце всегда с вами"). К Дюпону перешла улыбка и остроты Чеширского кота (№836 "Поспеть в бегу"). Дюпон - достойный наследник Декарта. Как говорится, сознание - отдельно, материя - отдельно. Но Дюпон названьечает - следовательно существует (№530 "Интеллект, обросший телом").

Необходимо сразу расставить все точки над Ё. Первое. Неправда, будто Дюпон посвятил свой "МильЁн" госпоже Дагильон. Второе. Нет ОМОНа на Дюпона. Некоторые критики уже готовы найти в этой книжке признаки порнографии. Однако нет тела - нет улик. Читатель, не опасаясь за свою нравственность, может насладиться эротикой мысли.

Щелкнуть по носу Франсуа Дюпона ничего не стоит. Немногие авторы способны спровоцировать на эту шалость. Выдумать афоризм, название в его стиле и… сочинить текст, не опасаясь, что автор когда-нибудь ответит тем же.

Как ни стараюсь, никак не могу забыть один беспокойный для своего тщеславия сон, будто господин Дюпон посетил издательство ИГНЫПС с предложением опубликовать детективные романы "Шуты выходят на охоту" (в манере Джека Полянского), "Женская уловка с зонтом" (в духе Жапризо), "Последним умираю я" (стилизация под Агату Кристи), роман-фэнтези "Князь тараканов" (в стиле Роджера Желязны), философская монография "Меня минуту назад нет" (постгуссерлианство), сонник будущего "Мы вам и не снились". Помню, я проснулся в холодном поту и тут же побежал под горячий душ. Сквозь струи воды мне грезилась назидательно сгорбившаяся над моим письменным столом фигура пишущего Дюпона. В то утро я взял с себя слово, записывать и соединять их тысячами в разные интересные сюжеты. Что я и делаю.

Как у всякого мыслителя, у Франсуа Дюпона есть система, которая скрыта за обычной числовой хронологией. Словно дирижер идей, Дюпон выпускает из своей головы одну тему за другой. Их несколько: а). предметы, б). время, в). забывчивость, память, мысль, г). архитектурное, линии, д). солнце, е). Бог. У будущих исследователей творчества Дюпона есть шанс вычислить формулу "всплытия" каждой темы из глубины пережитого автором на поверхность его сознательного интереса, найти ритмический ключ. А он за это исследователям скажет спасибо. Подозреваю, что для самого Дюпона его регулярное блуждание среди шести сольных тем так же необъяснимо, как для каждого русского частое наступание на одни и те же грабли, подброшенные неизвестно кем в разные места.

Когда обычный человек чертыхается, Франсуа Дюпон издает вопль, окрашенный черным юморком. Например №283 - воспоминание о Варфаламеевской ночи, которое может нагнать каждого из нас ("Масса гугенота"). А разве не цепенеет душа от одной мысли, что горло любого смертного сжимают "Пальцы времени" (№423)? Кстати неплохое название для триллера. Как и №1002, впрочем, на мой взгляд, вершина черной метафизической поэтики Дюпона: "…дети хорошо переносят бессмертие…"

"МильЁн названий" - это проектный вид современной литературы. Франсуа Дюпон затеял изобрести м и л л и о н афоризмов, имен, однострочных парадоксов и т.п. И объявил об этом, начав публиковать первые сотни перлов шесть лет назад. Книга, которую вы раскрыли, заканчивается на №1129. Уверен, если у автора не угаснет интерес к этому творчеству, то следующее поколение будет жить, в предвкушении многочисленных продолжений, появятся завистливые эпигоны, расчетливые издатели-компиляторы и, возможно, целая школа философской афористической мысли а-ля Dupont (а сколько их было в истории, одной больше, одной меньше). Не стоит ночевать на лаврах, господин Дюпон! Только общими усилиями и можно насочинять миллион названий за время жизни одного среднестатистического читателя. А так, считайте сами: за пять лет - тысяча названий, за пятьдесят лет - десять тысяч… Миллион названий - это пять тысяч лет плодотворной работы.

Если все это серьезно, то мы, - современники Дюпона или того, кто (что) под этим названием скрывается, - являемся свидетелями начала проекта новой мировой религии. Поэтому спешу выразить мсье… явлению "Франсуа Дюпон" особую признательность за №1007, включившему в присущей себе исказительной манере Игру в борхес в "МильЁн названий". Теперь за тысячелетнее будущее Игры я, как ее автор, спокоен.

Александр СЕДОВ, 2002

Саша Четверг   11.11.2002 15:18     Заявить о нарушении