Рецензия на «Мильён названий. Fransua Dupont. перевод Саша Четверг» (Саша Четверг)

Сергей Ивкин, игрок в Борхес
Блеск и нищета Франсуа Дюпона

…Мне всё равно, где играет актёр. Может в летнем театре, может, на радио, или на телевидении, или в театре на Бродвее, чёрт побери, перед самыми расфуфыренными, самыми откормленными, самыми загорелыми зрителями, каких только можно вообразить. Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они, все до одного,– это Толстая Тётя, о которой говорил Симор. И твой профессор Тапер тоже, брат. И вся его чёртова куча родственников. На всём белом свете нет ни одного человека, который не был бы Симоровой Толстой Тётей. Ты этого не знала? Ты не знала этой чёртовой тайны? И разве ты не знаешь — слушай же, слушай,– не знаешь, кто эта Толстая Тётя на самом деле? Эх, брат. Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище.
Дж. Д. Сэлинджер «Фрэнни и Зуи»

Нищета_№1. Во-первых, имя. Русским аналогом может считаться сочетание ИВАН КУЗНЕЦОВ, как сочетание самого часто упоминающегося русского имени и самой распространённой фамилии. Но к слову «Иван» в Екатеринбурге с большой и волосатой руки Александра Шабурова жёстко приросло слово «Жаба», потому использовать имя Иван было бы... Условно, имя означает: КТО УГОДНО. Пройдём по списку предыдущего издания. Поиск имени Автора заботил «автора названий» на протяжении долгого периода времени. Выбрасывать варианты было очень жалко и они вошли в общий свод. Предположительно: №37_Иван_Гавиан, №127_Никита_Диспансер, №161_Владимир_Тромбон, №221_Саша_Конопатка, №226_Карл Ремонт, №285_Павел_Баркарола, №406_Борис_Эффект, №413_Саша_Халтура, №504_Мюрат_Квадрат, №516_Валера_Снип(Семён Гост), №539_Вова_ЛСД, №549_Оксана МоТиVация, №561_Карл_Неясность, №598_Гюстав_Кракелюр, №659_Джон_Клариков, №699_Пётр_АВТОПОЕЗД, №717_Эдди_Скрипт, №761_Павел_Четверг, №846_Таня_День, №886_Игорь_Колчедан, №930_Артём_Экспресс, №935_Стас_Аэропорт, №1020_Света_Прибаутко, №1023_Коля_Штуцер, №1024_Наташа_Стран(н)ица, №1028_Костя_Проходка, №1030_Галя_Розенкранц (кстати, неоднократно фигурирующая в изданиях города Екатеринбурга), 1131_Рая СТЕРЕОТИП, 1215_Родриго ТЕМА, 1250_Наташа РОСТОВАНАДОНУ, 1251_Миша ХЛЕБЛУК, 1311_Иван ТАБАЛУГА, 1314_Валя ФУТБОЛ, 1316_Виктор ТОШНОТА, 1350_Павел АРКАДА, 1357_Игорь ЮГОЗАПАДНЫЙ, 1381_Никита БЕРМУДСКИЙ, 1406_Жаннето БЛЮЗ, 1437_Оля ОТКЛЮЧКА, 1442_ Николо ЦЕЛЛОФАН, 1444_Анастас НЕБЕССКИЙ, 1451_Степан ЦЕЛЛУЛОИД, 1469_Настя ПРОТУБЕРАНЦ, 1475_Катя ПОПЛОВОК, 1490_Ваня БАНЯ, 1514_Рикардо РЕНДЕР, 1516_Федор РЫТВИНА. Это только те имена, которые, по моему мнению, претендовали на роль ИМЕНИ АВТОРА «Мильёна названий». Всего в сумме 48, из них мужских — 23, женских — 12, и три нейтральных. Страсть всякого носителя псевдонима оставлять ключи для дешифровки личности в приведённом списке присутствует. Галя Розенкранц, несомненно, ещё один псевдоним либо самого ФД (будем для простоты называть истинного творца так), либо одного из его друзей (подруг). Не случайно и совпадение фамилий у №761 и переводчика. Хотя, они-то всяко общались лично, или хотя бы по Интернету. Ау, потомки! Личность настоящего Шекспира и Томаса Кэриота установлена. Вам, ребята, оставляем Дюпона, так как ОН (ОНА) заслуживает вашего внимания. Мы переходим к «Блеску_ №1».
Блеск_ №1. ФД сделал самый трудный шаг для всякого пишущего человека. Отказался (освободился) от себя. Избегнув паспортных данных, ФД обращается не к городу, а именно к миру. Псевдоним навсегда отбирает сделанное тобой у тебя. Отдаваясь таким способом во власть Бога или Космоса (кому что ближе), автор теперь обращается не к родовой памяти предков или семейным связям, а только к энергетике выбранного имени и всех с ним связанных ассоциаций. Создавая свободного от биографии персонажа или выбирая какого-либо конкретного человека себе под псевдоним, автор говорит словами Гамлета: «Остальное — молчание». Умалчивание. Не случайна национальность псевдонима. Этого Француза Французова. Ведь именно французам принадлежит фраза «Язык придуман для умалчивания».
Нищета_ №2. Названий всего 1526. На момент написания этого текста и мне, соответственно, доступных. По прекращении чтения (подряд) остаётся чувство тяжёлой обиды. То ли на автора, что так мало, то ли на ночь, что почти подошла к рассвету.
Блеск _№2. Использованный в названии «Мильён» есть числительное уникальное, соответствующее не цифре с шестью нулями, а борхесианскому «четырнадцать», сиречь восьмёрке, положенной набок. Названий может быть сколько угодно, и принадлежать они могут кому угодно.
Нищета _№3. Тот факт, что имя Франсуа Дюпон может носить АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ человек, хоть даже среднего пола, каковыми являются, к примеру, отечественный псевдо-Борхес Макс Фрай, или (цитируя фильм «Берегись автомобиля») наш, пнимаешь, великий классик Вильям, пнмаешь, Шекспир. Этакая Симоровская Толстая Тётя. Автор есть автор. Последователи есть последователи. И давайте будем отличать одно от другого. Франсуа Дюпон будет писать, только пока живёт и здравствует ФД. Например, что это я сегодня о Шекспире, да о Шекспире, Великий Бард умер в 1612 году, а Уильям Шакспер, родившийся в Стратфорд-он-Эйвон, только в 1616, и за это время появилось несколько произведений, к счастью, не вошедших в «Шекспировский канон». Последователи и просто подражатели Дюпона несомненно напишут «названий» от забора и до обеда. С этим бороться не нужно. Только пусть у нас будет «Дюпоновский канон» и отдельные списки дюпонят, дюпончиков и прочих дюпонистов.
Блеск_ №3. Сам факт появления подражателей — признак признания. Роман Джеймса Джойса «Поминки Финнегана» получил признание только после того, как была сколлажирована «Кожа наших зубов» (не помню автора, лень поднимать попу от компьютера и высматривать на книжной полке Джозефа Кэмпбелла «Мифы, в которых нам жить»), пьеса целиком построенная на идеях, персонажах и сюжете этого романа. Нет, я всё-таки встал и выяснил, что в 1941 году (через два года после выхода разгромленного романа) Пулитцеровскую премию за лучшую американскую пьесу получил Торнтон Уайлдер. За что ему большое спасибо могут сказать почитатели ирландской тематики. Пусть пишут что угодно, но Франсуа Дюпон состоялся. Он живёт независимо от ФД, который время от времени пополняет его коллекцию.
Нищета _№4. Редактировать присылаемое на адрес Франсуа Дюпона будет тяжело ещё и оттого, что когда рассматривается название-написанное-Дюпоном, и рассматривается название-написанное-не-Дюпоном, то второе должно в зависимости от вкуса редактора или создавать полную иллюзию написанности-Дюпоном, или же превосходить первое по всем параметрам. Все прочие варианты попросту бессмысленны.
Блеск_ №4 (последний на этот раз). Колесо истории закрутилось. В котле Хроноса варится отменная похлёбка. Дюпон пишет параллельно с не-Дюпонами, и они друг другу не особо мешают. «Мильён названий» переиздаётся всё толстее и толстее. И да будет так.
Несколько слов без нумерации. Я люблю Дюпона. Пусть никогда не использую в качестве названия ни одну из предложенных им цифр, я буду читать его, фантазировать на тему «наименований» его, «ссориться с временем» не только в духе Л. Кэрролла, но и в духе Ф. Дюпона. «Мильён» интерактивен. Он развивается на наших глазах. А всякий хороший маскарад — не признак упадка, но оптимизма нации. Позвольте надеть маску и встать в очередь за Дюпоном.
Екатеринбург, 2004-01-24

Саша Четверг   25.06.2004     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Саша Четверг
Перейти к списку рецензий, написанных автором Саша Четверг
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.06.2004